Жизнями жертв «Рана Плазы» оплачены наши дешевые тряпки

Обрушение производственно-торгового центра в Бангладеш заставило вспомнить, за счет чего достигается низкая цена азиатской электроники, обуви и текстиля

Вчера, на момент верстки номера, число погибших из-за обрушения восьмиэтажки производственно-торгового центра «Рана Плаза» в городе Дакки (Бангладеш) достигло 149 человек. Раненых – более шестисот. Службы спасения и военные уже вторые сутки работают без отдыха, но под завалами еще сотни людей. По версии полиции, трагедия – результат некачественного строительства «по дешевке». Человеческие жертвы – это цена за недорогую одежду и обувь под маркой модных фирм, которыми завалены прилавки, в том числе и украинских, рынков. Ведь «Плазу», признанную аварийным зданием, должны были закрыть еще несколько дней назад, но владельцы не захотели сворачивать прибыльное производство.

Бангладеш считается швейной столицей мира – ведущие компании за минувшие 10 лет разместили здесь около двухсот своих филиалов, пользуясь выгодами дешевой рабочей силы и исполнительностью местных жителей. Средняя месячная зарплата гражданина Бангладеш, одна из самых низких на Востоке – $45 (порядка 350 грн.), а одежда, пошитая в этой стране, конкурирует по дешевизне с самым ходовым китайским ширпотребом. Но в каких условиях должны работать люди, чтобы появилась возможность массово делать дешевую одежду? Об этом достаточно красноречиво говорит статистика ЧП на швейных производствах в одном только городе Дакки.

Буквально в ста метрах от места нынешней трагедии в 2005 году обрушилось здание фабрики по производству джинсов: погибли 64 человека. В 2010 году там же «сложилось» четырехэтажное здание завода Xieni, изготовлявшего зимнюю одежду: погибли 30 человек. В обоих случаях причиной стало использование при строительстве зданий некачественных стройматериалов и игнорирование элементарных инженерных норм. А в ноябре прошлого года на одной из швейных фабрик этого города более ста человек погибли в результате пожара.

Технологии, с помощью которых делают одежду в Бангладеш и в Китае, тоже собирают свою дань человеческими жизнями. Чтобы придать джинсовой ткани модный «поношенный» вид, рабочие обрабатывают ее струей песка под высоким давлением, и поднимающаяся в воздух пыль вызывает силикоз – смертельную болезнь легких.

Не лучше на этом фоне выглядит и Южная Корея – экспортер недорогой бытовой техники, одежды и обуви на наши рынки. Там тоже дешевая рабочая сила и многочисленные трагедии на производствах. Особенно большой резонанс вызвали аварии и пожары в 2009-м и 2011 годах, когда на фабриках погибло более ста корейцев, делавших кроссовки и запчасти к мобильным телефонам.

Решение о закрытии «Раны Плазы» городские власти приняли еще во вторник, после того, как по стенам здания неожиданно поползли многочисленные трещины. Но владельцы нескольких швейных фабрик, находившихся в здании, и дирекция рынка одежды, работавшего рядом, проигнорировали это решение. В среду утром всех рабочих вызвали на производство, успокоив: трещины обследованы и опасности не представляют. «Плаза» рухнула в четверг. В 9 утра по местному времени, когда внутри и вокруг было полно народа, здание начало разрушаться сзади, снизу вверх – все восемь этажей, за исключением части фасада и лифтовых шахт. Первый этаж остался целым, но погребенным под многометровой массой руин, среди которых ворохи одежды...

На фото: 25 апреля, Бангладеш, из-под обломков производственно-торгового центра "Рана Плаза" спасают выживших.

Одежду покупали вместе с продавцами

В середине 90-х, будучи в Москве, корреспондент «Газеты» познакомился с предпринимательницей-крымчанкой, которая торговала одеждой на знаменитом Черкизовском рынке. Товар она заказывала в Корее, мол, там дешевле всего. Но при этом у поставщиков были определенные условия, о которых торговка однажды рассказала. Дело в том, что джинсы и пиджаки, рубашки и футболки доставляли в Москву в металлических контейнерах, привозя прямо на рынок. А в контейнерах, кроме одежды – ее продавцы. По два-три корейца, прибывавших тайком внутри. Пока контейнер распродавался, они в нем жили, не выходя за территорию рынка. А когда торговля завершалась, получали от хозяина товара свою долю выручки, снова прятались в контейнер, который запирался, опечатывался и отправлялся обратно.