Гений смеха, продлевающий жизнь

Сегодня легендарному советскому кинорежиссеру, кумиру многих поколений Леониду Гайдаю исполняется 90 лет. Это был народный артист не по званию, а по предназначению свыше, поскольку все его фильмы – о народе и для народа. Он, считавший главным человеческим недостатком отсутствие чувства юмора, снял 18 эксцентрических комедий. Крылатые выражения из них знает каждый.

«Что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома?» – в эпилоге с невинным видом спрашивает Шурик у разгневанных супругов Буншей в моем любимом фильме «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года. Почему из десятков фраз привела именно эту? Даже не знаю... Может, потому, что фамилия такая?.. Да и просто смешно.

Кажется, многочисленные шутки давались их создателям легко и непринужденно, а между тем, чиновники попили у Гайдая немало крови. В том же «Иване Васильевиче...», в эпизоде, когда милиционеры спрашивают у царя о его месте жительства, тот изначально должен был ответить: «Москва, Кремль». Но это так испугало приемную комиссию, что ответ пришлось заменить на «В палатах». Или когда управдом Бунша спрашивает: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?», – Жорж Милославский ему отвечает: «Во всяком случае не мы». А планировалось: «Народ, батюшка, народ».

Однако Леонид Иович тоже умел настоять на своем. В сцене трапезы он решительно отверг осетров из папье-маше и сумел раздобыть натуральные «яства», потратив огромные по тем временам 200 рублей. Без проблем была куплена только «икра заморская – баклажанная».

...Гайдай с юности мечтал о сцене, в 1947-м окончил студию при Иркутском областном драмтеатре, где играл ведущие роли. Но, не удовлетворившись актерской деятельностью, через два года переехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Здесь познакомился со своей будущей женой Ниной Гребешковой (по воспоминаниям актрисы, ее супруг очень обиделся, когда она не захотела взять его фамилию).

Первая комедия Леонида Иовича при участии Георгия Вицина и Ростислава Плятта «Жених с того света» появилась в 1958-м. Увы, картину сочли слишком острой и едва не лишили режиссера возможности снимать дальше.

Вскоре Гайдай написал сценарий короткометражки «Пес Барбос и необычайный кросс», породившей новый жанр в советском кинематографе – эксцентрическую комедию. А впервые появившаяся в этом фильме знаменитая троица Никулина (Балбес), Вицина (Трус), Моргунова (Бывалый) успешно перебралась в «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказскую пленницу» (1966).

В 1968-м зрителям помахала с экранов «Бриллиантовая рука», впоследствии удостоенная Государственной премии, а в 1971-м появились «12 стульев». Из 22 претендентов на роль Остапа Бендера Гайдай выбрал никому не известного тогда Арчила Гомиашвили.

Позднее последовали киноленты времен перестройки: «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989), «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992).
По подсчетам киноведов, совокупная аудитория гайдаевских шедевров составила более 600 миллионов человек.

Умер этот необычайный талант 19 ноября 1993 года от осложнений после воспаления легких. В 2003-м, на 80-летнюю годовщину, имя Леонида Иовича присвоили старейшему кинотеатру Иркутска «Художественный», а в 2012-м в городе установили скульптуру: Трус, Балбес, Бывалый, а рядом на режиссерском стуле – сам Гайдай. Кстати, в нынешнем году иркутские власти запланировали свыше 20 мероприятий.

А в родном городе режиссера Свободном (Амурская область) в 2006-м ему открыли памятник.


По поводу


Это классика, золотой фонд

Главный режиссер Крымского академического украинского музыкального театра, заслуженный артист Украины Юрий Федоров:
– Работы Гайдая можно смело вносить в десятку лучших мировых комедий. Это именно то, на чем должны учиться молодые режиссеры. И ведь учатся, причем не только наши. В западных вузах, где преподается кинематографическое искусство, студентам на примере эпизодов из комедий Гайдая показывают, скажем, как надо правильно выстраивать кадр...

Крымскотатарский кинорежиссер, сейчас работающий в Киеве, Ахтем Сеитаблаев:

– Гайдай – мое детство. Незабываемое впечатление – просмотр «Ивана Васильевича...» на узбекском языке, а когда начинали сравнивать с оригинальной версией, это даже добавляло фильму своеобразного шарма. Например, известная фраза «Здравствуйте, царь» в переводе звучала как «Солом, шах». Режиссер идеально переработал пьесу Булгакова, через иронию, элегантно «протащил» тему встречи времен, сопряженную с характерами взаимоотношений. В динамической форме он сумел соединить философские рассуждения – и в этом, я считаю, заключается гений Гайдая.

Актер и режиссер Крымского академического русского драматического театра имени Горького, народный артист Украины Анатолий Бондаренко:
– Злой человек не мог бы поставить такие легкие, нежные, милые фильмы. Да, в них поднимаются проблемы – но совершенно не агрессивно, не так, как в современных картинах. Гайдай по-доброму подшучивает над человеческими пороками. Поэтому его комедии любит вся семья: и сын, и внук неоднократно их пересматривали. Он умел работать с актерами, приветствовал импровизацию. Это классика, золотой фонд.

Постановщик большинства спектаклей в симферопольском арт-центре «Карман» Антон Романов:
– Я восхищаюсь творчеством Леонида Иовича, часто и с большим удовольствием пересматриваю его комедии. Что тут скажешь? Это гений своего времени, человек, который вошел в историю. У фильмов Гайдая – вечная жизнь, их будут смотреть наши дети, внуки.


Мы писали

В Крыму сняли ремейк гайдаевского фильма

В марте этого года запланирована премьера ремейка «Кавказская пленница-2, или Самые новые приключения Шурика» режиссера Максима Воронкова. Съемки велись в том числе и в Крыму, и прошлым летом мы побывали на съемочной площадке – в ялтинском ресторане «Горец» (статья «А вместо Шурика – Шаракоис» вышла в газете 24.07.12). Роль Шурика досталась звезде «Интернов» Дмитрию Шаракоису, Нину сыграла певица и телеведущая Анастасия Задорожная, а товарищем Сааховым стал Геннадий Хазанов.

Каркас фильма остался прежним, а вот начало и финал обновили, вдобавок разнообразили сюжет всякими «фишками». По словам Воронкова, цель была – создать современную версию «...Пленницы», но чтобы при этом сохранились колорит, шарм гайдаевской картины.