Первый полнометражный российский фильм Ханжонков снял в Крыму

За что ему был пожалован бриллиантовый перстень с императорской руки. Сегодня – 135 лет со дня рождения пионера нашего кино

В начале 1911 года в российской прессе появилось сообщение, что «с высочайшего соизволения государя императора фабрикант русских кинематографических картин, состоящий в запасе по Войску Донскому, есаул Ханжонков приступает к съемкам гражданской батальной картины «Осада Севастополя».

Премьера в Ливадийском дворце

Фильм вышел в прокат под названием «Оборона Севастополя» (фильм рассказывал о событиях Крымской войны 1853-1856 гг.). В нем Ханжонков выступил не только как предприниматель, но и как сорежиссер и один из соавторов сценария. Съемки были закончены к осени 1911 года. Но для демонстрации картины широкому зрителю требовалось высочайшее разрешение, ведь фильм был историческим. О том, как проходила премьера фильма в Ливадийском дворце, можно узнать из воспоминаний самого Ханжонкова «Первые годы русской кинематографии»: «Я чувствовал себя очень взволнованным: вот сейчас перед всеми зрителями должны будут пройти одна за другой все сцены: каждая из них имеет те или иные недостатки»…

Больше всего Ханжонкова волновали батальные сцены и штурм союзниками Малахова кургана. Но все шло благополучно, и вот на экране появился эпизод «Потопление корабля «Три святителя». И вдруг в зале послышался сдержанный смех. Оказывается, оркестр произвел перестановки в музыкальном оформлении фильма. И когда от затонувшего корабля отплыла шлюпка со спасенной иконой Николая Чудотворца, из-за экрана раздался разухабистый мотив «Барыни», а затем, во время танца маркитянки, – таинственное песнопение «Спаси Господи». Ханжонков обмер от ужаса и желал только одного – скорейшего окончания сеанса. Ему казалось, что собравшиеся оскорблены этим представлением. Но в зале раздались аплодисменты.

Фильм стал настоящей сенсацией. Художественные эпизоды в нем чередовались с кадрами исторических военных действий, а актеры появились на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами войны. Это был первый полнометражный фильм, снятый в России. Он длился час сорок минут. На императорскую семью фильм произвел такое впечатление, что после премьеры в Ливадии Ханжонков был удостоен бриллиантового перстня с руки последнего российского императора. Кроме того, Николай II сказал, что кино – настоящее искусство и решил… обложить его налогом. Разрешение на демонстрацию картины было получено. Ее закупили многие кинофирмы. И она многие годы шла на экранах страны.


Учился он в Париже

Но начинал свою кинодеятельность Ханжонков в 1906 году. Он отправился в Париж, тогдашнюю Мекку мирового кино. И там изучил дело, купил и взял в кредит наилучшую аппаратуру, заключил договора и, вернувшись в Москву, основал сначала прокатную контору, а вскоре «Торговый дом (акционерное общество) А. Ханжонков и Ко». На даче семьи Ханжонковых в подмосковном селе Крылатском была основана первая летняя база для киносъемок. Кинотеатры, издание журналов «Вестник кинематографии», «Синема», «Пегас» – таков был размах его деятельности.

Снимать кино Ханжонков начал в 1907 году. Первым его фильмом стала «Понизовая вольница», снятая вместе с кинорежиссером Василием Гончаровым. В 1908 году они выпустили девять картин. А через семь лет в России снималось 500 картин ежегодно. Метод Гончарова, когда на одной площадке снимается в день по три фильма, позже был перенят и усовершенствован Голливудом.

Средства от проката первых отечественных кинолент Ханжонков вкладывал в развитие и расширение производства. Не случайно за неукротимую энергию, организаторские способности, высокий профессионализм друзья и соратники называли его Великим Ханом.

Снимать в Крыму дешевле

Побывав в Крыму после успешной премьеры «Обороны Севастополя», увидев неповторимую красоту Южнобережья, А. Ханжонков понял, что здесь можно снимать фильмы без больших затрат на декорации и киноэкспедиции. И решил создать в Ялте филиал своей московской фирмы.

В мае 1917 года Ханжонков и режиссер Бауэр со съемочной группой и запасами сценариев на долгий срок приехали в Ялту, чтобы доснять здесь незаконченный фильм «Король Парижа» и приступить к другим. Начали искать место для будущего филиала. О ялтинских адресах Ханжонкова автору этих строк рассказал старожил Ялты, оператор-постановщик, один из создателей музея истории Ялтинской киностудии Юрий Малиновский. Он был знаком с А. А. Ханжонковым и его женой Верой Дмитриевной Поповой, бывал в их доме. «Они долго выбирали место. И, наконец, на улице Аутской (ныне ул. Кирова, 30) и на углу Лаврового переулка купили участок с домом и прекрасным садом… Так появилась первая на юге России кинофабрика. Поскольку всему персоналу вскоре стало тесно, Ханжонков купил второй дом на ул. Боткинской, 15. Поселился в нем он вместе с актерами и всем творческим составом, планируя разместить тут филиал своей фирмы»…

В это же время в гостинице «Ореанда» артистка Рындина открыла студию по подготовке киноактеров. От желающих не было отбоя. Пленку покупали у спекулянтов в порту, в кафе на набережной «Чашка чая».

У Ханжонкова работал самый талантливый дореволюционный кинорежиссер Евгений Бауэр. У него сыграли свои лучшие роли Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский, Иван Перестиани… За 11 лет существования фирма Ханжонкова выпустила 370 кинокартин. Из них 30 было снято в Ялте.

В мае 1919 года редакция «Известия Ялтинского военно-революционного комитета» опубликовала постановление о национализации кинематографических фабрик, по которому все ялтинские кинофабрики, а их было немало, – Ханжонкова, Ермольева и Трофимова – стали собственностью Крымской Социалистической Республики. Все имущество свезли на фабрику Ермольева на даче «Стратеиз» (за «Ореандой»). Позже на ее базе создали Ялтинскую киностудию.

Умер он тоже в Ялте

Дальнейшая судьба Ханжонкова сложилась печально. В 1920 году он уехал в Баден для лечения полиартрита. Но и там с двумя инженерами разрабатывал систему звукозаписи для кино. В 1923 году по приглашению Луначарского Александр Алексеевич вернулся в Москву, чтобы помочь в становлении советской кинематографии, работал в Госкино СССР. А в 1926 году его вместе с пятьюдесятью другими сотрудниками киностудии обвинили в растрате, уволили с работы. Он уехал в Ялту, в свой дом на Боткинской, писать мемуары. Жить ему было не на что. Его проект перевода кино на цветное изображение никого не заинтересовал. Ему назначили маленькую пенсию по выслуге лет.

Тяжело больной, прикованный к инвалидной коляске, он, как и остальные ялтинцы, пережил лихолетье оккупированного фашистами города, чтобы умереть в 1945 году, и был похоронен на Ливадийском кладбище. Его имя долгое время даже не упоминалось, хотя на его московской киностудии впоследствии были сняты все шедевры советского кино, в том числе Эйзенштейна, Юткевича, Рома. И только в 1991 году кинотеатр «Москва», где когда-то размещались его павильоны, был переименован в Дом Ханжонкова, а в 1993 году – учреждена медаль Ханжонкова за достижения в киноискусстве. Его имя включено в энциклопедические справочники всего мира.

Сохраняются пока ялтинские адреса Великого Хана – на улицах Кирова и Боткинской. В августе 1985 года на месте перезахоронения Ханжонкова на Поликуровском мемориале открыли ему памятник. А в 2011 году на Пушкинском бульваре в Ялте появилась еще одна скульптура – лишь отдаленно напоминающая отца отечественного кинематографа, казачьего офицера, красавца и дворянина.

На фото: Александр Ханжонков с матерью Прасковьей Сергеевной.


Справочная «Газеты»

Выходное пособие вложил в кино

Александр Алексеевич Ханжонков родился 8 августа 1877 года в деревне Ханжонковка, ныне – пос. Ханжонково Донецкой области, в семье обедневшего помещика. Окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и был направлен в привилегированный Донской 1-й казачий полк, расквартированный в Москве. В 1905 году уволился по здоровью в запас, получив выходные 5 тысяч рублей, которые вложил в кинопромышленность.


Татьяна Барская