Башня над городом

Создателя симферопольского вокзала выгнали из большой архитектуры за излишнюю красоту

Если Симферополь – ворота Крыма, то его градостроительным ядром по праву нужно признать железнодорожный вокзал. Не случайно его белая башня давно стала символом крымской столицы. Близящийся курортный сезон она встретит юбиляром – в минувшем декабре исполнилось 60 лет с тех пор, как было возведено это здание.

Первый железнодорожный вокзал появился в Симферополе в 1874 г. Он пережил и революцию, и Гражданскую войну, но был разрушен почти до основания в Великую Отечественную – гитлеровцы взорвали его при отступлении в апреле 1944-го, уцелели только несколько стен и дымовая труба.

Проект нового здания симферопольского вокзала было поручено разработать Алексею Душкину – одному из самых известных советских архитекторов сталинской эпохи. Алексей Николаевич приступил к этому в 1946-м, а в декабре 1951-го вокзал был уже построен. Выполненный в итальянском стиле из белого инкерманского камня, он поражал (и продолжает поражать) легкостью, воздушностью, какой-то южной безмятежностью. Стоит только выйти из душного поезда и увидеть эту поднимающуюся в облака башню, эти резные арки, играющие с солнцем в прятки, как сразу становится понятно, что все проблемы остались где-то там, далеко, а сейчас ты приехал отдыхать и можешь без оглядки наслаждаться жизнью, и быть счастливым просто от того, что небо такое высокое и такое синее…

Частью проекта Душкина стал внутренний дворик с небольшим фонтаном – как и полагается в настоящем палаццо. Правда, над двориком должны были соорудить прозрачную кровлю, но этот замысел архитектора не был реализован. Зато 42-метровая башня была выполнена так, как и задумывалось. Авторской воле Душкина полностью соответствуют даже странные знаки на циферблате ее огромных часов (диаметр циферблата – 3 метра, длина минутных стрелок – 2, часовых – 1,5 метра, вес приводящих их в движение гирь – по 250 кг каждая). Неизвестно почему, но в круг 12 зодиакальных созвездий архитектор впустил «посторонних» – Деву, Весы и Тельца он заменил Змееносцем, Гончими Псами и Лебедем. Интересно, что точно такие же знаки нанесены и на циферблат часов башни сочинского железнодорожного вокзала – следующего проекта Душкина, также выполненного в итальянском стиле.

Башня симферопольского вокзала, кстати, никакое не излишество – в ней размещена емкость, которая наполнялась при помощи насосов водой из артезианской скважины. Такой вот эстетически яркий вариант... водокачки для заправки водой локомотивов: середина прошлого века, расцвет эпохи паровоза...

Увы, именно проекты симферопольского и сочинского вокзалов, сегодня признанные архитектурными шедеврами, сыграли в судьбе Алексея Николаевича роковую роль. В 1955 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». «Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся», – указывалось в постановлении. И далее шло перечисление архитекторов, позволивших себе подобные вольности. В их число вошел и Душкин, создавший нескромные вокзалы-дворцы в Днепропетровске, Симферополе и Сочи: «объем зданий завышен по сравнению с действующими нормами на 180-190 проц., а стоимость строительства увеличена в два-три раза».
Времена уже были не людоедские, итальянским шпионом его не объявили, не расстреляли, но работать не дали. Постановление вышло 5 ноября, а уже 16-го Душкин был снят с должности главного архитектора Мосгипротранса, выведен из состава правления Московского отделения Союза архитекторов и отстранен от проектирования крупных архитектурных объектов. В расцвете сил, в возрасте 53 лет, Алексея Николаевича выгнали из «большой архитектуры». Конечно, это не заставило Душкина вовсе уйти на покой – он создавал скульптуры, писал картины, преподавал в Московском архитектурном институте. Но в формировании архитектурного облика страны больше не участвовал.

1 октября 1977-го Душкин скончался от сердечного приступа. Ему было 73 года. Его последней работой стала картина под названием «Арабский жеребец в парке».

Справка «Газеты»

Сделано Душкиным (самые известные проекты архитектора):

Станция московского метрополитена «Дворец Советов» (ныне – «Кропоткинская»), 1935.

За проект этой станции архитектор был награжден Почетным дипломом на Международной выставке в Париже, золотой медалью на Международной выставке в Брюсселе, а также Сталинской премией. «Кропоткинская» и по сей день считается классикой советского метростроения.

Станция московского метрополитена «Площадь Маяковского» (ныне – «Маяковская»), 1938.
За проектирование знаменитой на весь мир «Маяковской» Душкин получил I премию и Золотую медаль на Международной выставке в Нью-Йорке и был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Высотка на площади Красных ворот, 1952.
Высотка – она строилась для одно из ключевых советских министерств, одна из «семи сестер» – так называют семь высотных зданий, построенных по распоряжению Сталина в Москве в конце 1940-х – начале 1950-х. «Рост» этой «сестры» – 138 м. Центральный корпус насчитывает 24 этажа, боковые – от 11 до 15 этажей. Все три корпуса связывает общий подвал, который имеет выход в служебные помещения метро и сеть подземных специальных сооружений.

Универмаг «Детский мир» на Лубянской площади, 1957.

Последняя крупная работа Душкина. «Детский мир» – самое масштабное торговое сооружение Европы послевоенного периода – он имеет семь этажей, чердачное помещение и два подземных этажа, а общая площадь здания превышает 58 тыс. кв. м. В свое время «Детский мир» был признан первым советским универмагом мирового уровня.