10 слухов о лазерном алкотестере

ГАИ Украины хочет взять на вооружение прибор «Бутон», определяющий пьяного за 300 м сквозь стекло салона машины. Дмитрий Васильев – исполнительный директор питерской компании «Лазерные технологии», создавшей аппарат, подтвердил «Газете» одни слухи об устройстве и развеял другие.

Пока ГАИ рассматривает вопрос о закупке в России лазерных спектрометров, Интернет пестрит легендами о возможностях аппарата и его недостатках. Что же такое этот самый «Бутон», внешне очень похожий на обычный радар? Принцип его действия основан на спектральном анализе. Под действием лазера атомы всех химических элементов испускают свечение определенного спектра, невидимое невооруженным взглядом. Алкотестер вылавливает свечение атомов этанола, которые выдыхает человек, и сигнализирует, если в салоне кто-то «под градусом».

Слух 1. Если в машине сильно «надухариться» или протереть стекло чистящим средством – прибор сработает.
– Нет, в основе жидкостей для мойки стекла используется обычно изопропиловый спирт, как и в духах, – рассказывает Дмитрий Николаевич. – Наш же аппарат улавливает только пары этанола. Любые другие спирты он «не чует», но их никто и не пьет. Перегар от выпитого накануне аппарат тоже может почувствовать, но в зависимости от количества выпитого.

Слух 2. Если в воду для стеклоопрыскивателя добавить водку, «Бутон» подаст сигнал.
– Да, так и будет. Многие добавляют водку, чтобы жидкость не замерзала. Таких водителей будут останавливать. Но этот нюанс можно перетерпеть, если учесть, что аппарат существенно поможет в борьбе за безопасность движения.

Слух 3. Если открыть все окна в машине, аппарат не сработает.
– Это вполне возможно. Например, пьяного водителя за рулем кабриолета он вообще не «учует». Если в обычной машине открыть все окна, из-за циркуляции воздуха пары этанола могут выветриться. Но, согласитесь, например, зимой машина с открытыми окнами будет выглядеть дико, – смеется Дмитрий Васильев. – Да и летом: сейчас большинство пользуется кондиционерами.

Слух 4. Если включить кондиционирование машины, «Бутон» пьяных не «почует».

– Тут все зависит от количества паров, которые находятся в машине, и от того, как давно включили кондиционирование. Если водитель изрядно подпил, его это не спасет. При среднем уровне вентиляции пары уйдут из машины за семь минут. А если едет пьяная компания, то и вентиляция не поможет.

Слух 5. Прибор будет реагировать на пьяных пассажиров.

– Конечно, ведь невозможно отделить «выхлоп» водителя от «выхлопа» его, например, супруги, которая выпила и сидит рядом.

Слух 6. «Бутон» часто ошибается и сигнализирует даже о трезвых водителях.

– Нет. Ошибки бывают, но они очень не часты. Все зависит от уровня чувствительности, выставленного на аппарате. «Бутоны», которые мы выпустим в серийное производство, будут сразу настроены на оптимальную чувствительность. Пока же они проходят испытания и еще не поступили на вооружение сотрудников ГИБДД России. Примерное количество неверных срабатываний будет около 0,5%, или каждая двухсотая машина, – уточняет исполнительный директор «Лазерных технологий».

Слух 7. По показаниям «Бутона» будут штрафовать и лишать прав.

– Конечно нет! Показания нашего аппарата не могут быть причиной для лишения водительских прав, – говорит Дмитрий Васильев. – Для этого необходимо провести нормальную медицинскую экспертизу. Не знаю, как у вас, в Украине, но в России именно так все и обстоит.

Слух 8. Чем больше машина, тем меньше шансов, что «поймают».
– К сожалению, да. В минуту человек выдыхает до восьми литров углекислоты. Мы же при создании прибора учитывали объем салона стандартного седана – три кубических метра. Но не забывайте, что большую машину сложней проветрить. Если пьяный много времени проведет в ней, прибор сработает.

Слух 9. Чтобы прибор сработал, надо выпить много.

– Ну, у каждого свое понятие, о том, сколько это – «много». Наш аппарат «поймает» человека который выпил не менее 100 грамм водки или литр светлого пива. Но стоит учесть сразу: радар не определяет количество паров, а лишь подтверждает их наличие.

Слух 10. Погода, скорость и расстояние – помеха для работы «Бутона». Говорят, что прибор может фиксировать пьяных за 300 метров...
– Ну, тут как сказать. Дождь, снег и резкое изменение погоды аппарату не помеха. Улавливает он пары на расстоянии до 25 метров. Что же касается скорости, то, если машина едет до 120 км/ч, пьяному водителю от «Бутона» не спрятаться.

Справочная «Газеты»

Аппарат «Бутон» начали разрабатывать еще в 2008-м и в прошлом году получили положительный результат. Есть две модификации: стационарный (на треноге) и переносной (то есть ручной). Оба похожи на обычные радары. Вес самого прибора 10 килограммов, стоимость от 15 до 30 тысяч долларов, так что выдадут его далеко не всем гаишникам.

Фото: lsystems.ru