Обвал нечаянно нагрянет

«редакция» узнавала, почему сейчас просыпаются даже укрепленные южнобережные оползни? 

В Ялте в ночь с 29 на 30 марта сошедший на улице Дражинского оползень (в районе канатки и поворота к пляжу санатория «Донбасс») разрушил подпорную стену и часть дороги. Застройщик, ООО «Европа-АрхПроект», который спровоцировал обвал, обещает ликвидировать его последствия к концу апреля и восстановить стену и 20 метров дороги. А пока движение по шоссе ограничено. «редакция» побывала в Крымском республиканском противооползневом управлении и узнала, почему за последнее время на ЮБК оживились оползневые процессы и где, с точки зрения специалистов, находятся самые проблемные зоны.

– Если брать недавний случай на улице Дражинского, то это не оползневой район. Инцидент произошел только из-за непродуманного ведения земляных работ и нарушения противооползневого режима, – рассказывает заместитель генерального директора по геологическим вопросам ГП «КРПУ» Татьяна Коцюба. – По проекту там ведется строительство жилого дома, и мы четко предписали застройщику, что подрезка склона должна проводиться небольшими «захватками» – участками до 5-6 метров с немедленным их закреплением. Однако застройщик сделал фронтальную подрезку склона, не закрепив, как положено, опорными стенами, что привело к обрушению массива грунта и стенки прилегающей дороги. Ущерб, нанесенный государству, оценивается в 300 тысяч гривен. И поскольку застройщик нарушил нормы противооползневого режима и ДБН, он будет вести восстановительные работы за свой счет. До этого, 31 января, аналогичный случай произошел в Ялте, на улице Свердлова, когда строители тоже срезали 20 метров склона ниже подпорной стены без укрепления, и стена рухнула.

На Южном берегу мы фиксируем самое большое количество оползневых процессов – не только в Крыму, в стране. Причем сейчас нет крупных активных оползневых систем. В 1950-1970 годы благодаря построенным по всему побережью ЮБК берегоукрепительным сооружениям их удалось стабилизировать. Но теперь появляются локальные ситуации, связанные с техногенным освоением побережья, которые сложно предсказать. Застройщики приглашают по трудовому соглашению строителей со всех регионов Украины, не знающих специфики наших территорий. Хотя, по законодательству, все предприятия – проектировщики и застройщики – должны иметь сертификат (а теперь еще и лицензию) на ведение строительных работ в сложных геологических условиях. И если деятельность фирм-проектировщиков как-то контролируется государством, то строителей – увы ... Она остается на совести заказчика. Кроме того, застройщики стараются сэкономить на подпорных стенах и других противооползневых мероприятиях. А поскольку сейчас строительство ведут в основном частные лица и коммерческие организация со своей охраной, то зачастую контролирующие государственные органы не могут попасть на эти закрытые территории. То есть максимальное количество нарушений противооползневого режима происходит именно во время строительных работ. И самое опасное – когда делаются фронтальные подрезки грунта склонов без выведения опорных стен.

На фото: 6 апреля. Гурзуф. Так сегодня выглядят дома на ул. 9 Мая: «соловьевский» оползень в последние годы активизировался. 


Трещит по швам

По оценкам специалистов, на Южном берегу Крыма насчитывается около 430 оползней, их деятельностью поражено более 45 процентов полезной территории курорта. Вот самые знаменитые оползни ЮБК:

В Кореизе

В 1786 году сошел известный Кучук-Койский оползень (возле поселка Парковое), описанный академиком П. С. Палласом: «Обвал в Кучук-Кое произошел 10 февраля 1786 года, когда поверхность земли начала давать трещины и провалы, и в тот же день речка, на которой стояли две небольшие мельницы, пропала среди этих трещин. В течение следующих дней образование трещин продолжалось, и перепуганные жители ближайшей деревни побросали дома и со всем скотом и имуществом ушли. Затем вся местность, начиная от стенообразного уступа горы и до самого моря, около полуночи внезапно обрушилась при страшном грохоте и треске и продолжала обваливаться до 28 февраля, образовав ужасную пропасть. А вся лежащая ниже полоса земли продвинулась в море и отодвинула его берег на расстояние от 50 до 80 саженей (примерно 150-160 метров)».

В Симеизе

Большая часть территории поссовета – оползневая зона, в частности село Оползневое. А в начале прошлого года оползнями была полностью разрушена набережная в самом Симеизе.

В Ялте

По территории Приморского парка проходят известные Чукурларский и Желтышевский оползни, которые были описаны еще в 1907 году, когда была зафиксирована катастрофическая подвижка грунта и пострадал храм Вознесения Христа Спасителя. После этого оползневые подвижки наблюдались в 1924, 1940 и 1961 годах.

В Ливадии

Серьезный оползень угрожает Большому Ливадийскому дворцу, разрушения которого начались с 1999 года и продолжают прогрессировать. Кроме того, вновь стал активным оползень на старом Иссарском шоссе (поворот к «Поляне сказок»). Теперь эта дорога стала непроезжей, потому что некоторые ее участки просели из-за оползня до двух метров.

В Гурзуфе

Здесь от трассы начинается и спускается к морю исторический «соловьевский» оползень (на территории бывшего молодежного международного лагеря «Спутник» находилась дача Соловьева, которую оползень разрушил). В советское время были построены на морском берегу серьезные укрепительные сооружения – и оползень удалось стабилизировать. Однако в последние годы из-за строительных работ часть старых домов на улице 9 Мая разрушилась.

В Форосе

Госдача Горбачева тоже была построена на оползне, и все потому, что из-за режима повышенной секретности рабочие группы не имели возможности обсуждать информацию. В результате отмеченный геологами на карте серьезный оползень и разлом строители приняли за балку, а построенный на этом месте дом вскоре начал трещать по швам.