Памятник-танк поставили освободители Симферополя. Себе

13 апреля 1944 года советские войска очистили город от немецко-фашистских оккупантов. И спустя полтора месяца на постаменте появился танк. История механизированного памятника в центре крымской столицы полна драматизма. Над тем, чтобы увековечить весну освобождения на полуострове, трудились сами освободители.

Военная стройка
Автором проекта памятника считают капитана Семена Коробкина. Он был начальником штаба саперного батальона, входившего в состав 19-го Краснознаменного Перекопского танкового корпуса. Именно его машины очищали Крым от фашистов. «Его неиссякаемая энергия, знание дела, предприимчивость обеспечили возможность выполнения этого необычного задания… А ведь стройматериалов в городе не было». Так о Семене Коробкине писал в 1980-м году директору Крымского краеведческого музея ветеран войны В. Н. Бухаркин – в 1944-м он был командиром подразделения 216-го саперного батальона. Бухаркин со своими бойцами работал на установке монумента, а капитан Коробкин после окончания боевых действий на Херсонесе «взял на себя, если так можно выразиться, идейное руководство сооружением» (из письма).
Сохранился эскиз памятника в трех проекциях, с указанием размеров, объема необходимого материала и даже с расчетом давления на грунт. Из описания следует, что для облицовки пьедестала и цоколя выбран белый камень (он же инкерманский). Вокруг памятника размечены 10 бетонных столбиков, соединенных между собой цепями.
Памятник решили установить в Пионерском сквере (так раньше назывался сквер Победы), среди деревьев. Работы, судя по документам, начали в конце апреля и закончили к концу мая. На фронтоне пьедестала поместили металлическую плиту с надписью: «Вечная память героям 19-го Перекопского краснознаменного корпуса, павшим в боях за освобождение Крыма. Апрель-май». Под ней перечислены 19 фамилий. Среди них подполковник М. Ф. Хромченко (его имя носит улица в районе железнодорожного вокзала), он командовал 101-й Сивашской танковой бригадой. А еще указан капитан Н. С. Прудников, он был и. о. командира 216-го саперного батальона, его подпись значится на проекте памятника. Кроме того, 27 апреля 1944 года он на бланке воинской части написал председателю Симферопольского горсовета просьбу оказать содействие в выделении материалов для строительства памятника. По данным В. Н. Бухаркина, в этот же день Прудников погиб в боях за освобождение Севастополя…

Танк в рисунках и открытках
3 июня 1944 года памятник танкистам был открыт, о чем писала редакция «Красный Крым». Публикация проиллюстрирована рисунком Эммануила Грабовецкого, он тоже был танкистом, потом партизанил в крымских лесах, а после войны стал корреспондентом газеты. На рисунке видно, что рядом с памятником размещены могилы погибших танкистов, увенчанные пирамидками, некоторые огорожены дощатым заборчиком. Первое графическое изображение памятника помещено в двухтомнике «Рожденный в рубашке», который дочь Грабовецкого с посвящением родителям выпустила в 2012 году в Израиле. Туда семья, вместе с Эммануилом Марковичем, переехала в 2001-м.
На фотографии памятника, датируемой 1945 годом, видно, что монумент к этому времени обнесли оградой: столбиками, соединенными металлическими трубами, вместо цепей, как это задумывал автор. Зато на открытке 1958 года ограды не видно, постамент почти скрыт цветущими растениями и сам красного цвета. Возможно, это был уже гранит или красная побелка, но, скорее всего, фото подкрашено. Могил воинов уже нет. Их еще в 1949 году перенесли на Воинское кладбище на ул. Старозенитной.
Еще одна открытка запечатлела памятник-танк образца 1969 года. Постамент – белый, цельной плиты уже нет, текст набран металлическими буквами, размещенными прямо на фронтоне. Исчезли и живописные заросли, которые зафиксировал фотограф 11 лет назад. А вот на башне появился бортовой номер – 201. Когда впервые нанесли гвардейскую эмблему, которая сейчас размещена на правом боку башни, неизвестно.

Танк сегодня
В начале 2000-х танк подвинули из центра сквера ближе к ул. Карла Маркса в связи со строительством Александро-Невского собора. Новый мемориальный комплекс добавили плитами, на которые нанесли название частей, освобождавших Крым в 1944 году. Когда рыли котлован для собора, обнаружили останки воинов, которые, как выяснилось, перенесли в 1949 году лишь частично. Их перезахоронили на территории собора.
А совсем недавно удалось установить, что наш, «симферопольский» танк имел огнемет, посему правильно модель называется «ОТ-34». А если еще точнее, то «ОТ-34-76», по диаметру башенной пушки. «ОТ-34» поставили на производство в 1942-м году, экипаж состоял из трех человек (стандартный состав – 4 бойца). Определить эту деталь удалось благодаря переписке с минскими ветеранами 19-го танкового корпуса, которую вели местные историки. Активная роль в этой работе принадлежит зам. директору Музея истории г. Симферополя Людмиле Вьюницкой.
– Ветераны-танкисты приезжали сюда, осматривали этот танк, находили отметины от попадания снарядов, которые убедили их в том, что это их танк, – говорит Людмила Николаевна. – И они же сказали, что это огнеметный танк, командиром экипажа был Заргарян. Таких моделей было очень немного, в частности, в составе 19-го танкового корпуса.
Всего памятник-танк реконструировали 3-4 раза. Но самое главное, что он превратился в символ, хотя изначально ставился в честь воинов 19-го Краснознаменного Перекопского танкового корпуса. Людмила Николаевна считает, что это неверно:
– Власти вместо того, чтобы соорудить мемориал, достойный всех освободителей Симферополя, взяли и исказили этот памятник. Убрали захоронения, изменили первоначальный текст посвящения. А сейчас он вообще чуть ли не всем соединениям посвящен.
Про историю танка-памятника сотрудники Музея истории г. Симферополя подготовили видео-фильм «Танк Победы». Его впервые покажут сегодня, 13 апреля, в музее, где в честь освобождения города – День открытых дверей (с 10 до 17 часов). Приглашаются все неравнодушные к истории своего города.