Как исчез первый памятник Гагарину?

Первый в СССР памятник Гагарину установили в Симферополе, на четвертый день после полета. Но вскоре он таинственно исчез – и «Газете» удалось раскрыть эту полувековую тайну.

12 апреля 1961 года симферопольцы ликовали вместе со всей страной, а уже 16 апреля, в воскресенье, на главной городской улице появился бюст первого космонавта – это был первый в СССР памятник Юрию Гагарину! Правда, спустя некоторое время бюст куда-то исчез – и это странное исчезновение породило множество домыслов и легенд.

Четыре версии пропажи

– Я тогда был мальчишкой, но хорошо помню, как на Пушкинской, напротив Черной аптеки, появился памятник Гагарину. Это был бюст, довольно большой, на постаменте стоял. Первые несколько дней после того, как его поставили, там было настоящее столпотворение, очень много народу было, цветы постоянно приносили. Потом стало поспокойнее. И вдруг буквально за ночь памятник исчез – ни постамента, ничего не осталось. Даже предположить не могу, что случилось, – вспоминает коренной симферополец Александр Николаевич Павлов.

– Я тоже этот памятник помню, и помню, что он был установлен прямо в клумбе: с одной стороны улицы Пушкинской тогда, как и сейчас, была Черная аптека, с другой был книжный магазин, а между ними находилась большая прямоугольная клумба. Мне этот памятник хорошо запомнился, потому что в день его открытия мы пришли с мужем туда, а ранним утром следующего дня я родила сына. Тогда, кстати, всех мальчишек Юрами называли (но мы, правда, своего назвали Андреем). Чтобы у памятника было много цветов – такого я не припоминаю, но настроение у всех было радостное, приподнятое. А вот когда он исчез, я даже и не заметила, но мне тогда не до того было, сынишка только родился, – рассказывает симферопольский старожил Елена Сергеевна (фамилию она почему-то попросила не упоминать).

Внезапное исчезновение бюста Гагарина с главной городской улицы породило волну слухов (которые, кстати, в ходу и по сей день). Так, по одной из версий, этот памятник был временным, его должны были заменить постоянным, но этого почему-то не произошло. По другой версии, создатели памятника – супружеская чета скульпторов Константин Кошкин и Ольга Минькова, оказались в немилости у властей, и поэтому их творение с главной улицы крымской столицы убрали. По третьей версии, памятник сняли при ремонте улицы и почему-то не вернули на место. Наконец, по четвертой версии, бюст с Пушкинской попросту украли, а воров так и не нашли. На самом деле ни одна из этих легенд не имеет ничего общего с действительностью.

Настоящая история симферопольского Гагарина

– Бюст Гагарина мои папа и мама сделали буквально за одну ночь, с 14 на 15 апреля, и 16-го его уже увидели симферопольцы. Это была так называемая выставка одного портрета. Не могу точно сказать, но, возможно, какое-то время бюст выставлялся в помещении Союза художников, а какое-то время – прямо на улице. А возможно, его только на ночь забирали в помещение, ведь бюст был отлит из гипса, а это не самый устойчивый к температурным перепадам материал, – рассказывает Сергей Кошкин, сын скульпторов Константина Кошкина и Ольги Миньковой, обозреватель газеты «Слава Севастополя». – Ну, а потом выставка закончилась, и бюст благополучно отправился к нам домой. Когда наша семья переехала в Севастополь, он тоже перекочевал вместе с нами, долгое время был дома, а вот куда делся потом – не знаю. В 1975-м папа переехал в Подмосковье – может, и бюст уехал с ним. А может, просто разрушился со временем – с гипсовыми скульптурами такое случается. По размерам бюст был довольно внушительным: его точные параметры – 65 на 116 и на 120 см. Кстати, вскоре папа сделал такой же деревянный бюст (из тополя), и он тоже долго стоял у нас дома, сохранилась даже фотография, где я сижу у него на плече. 

Бюст Гагарина, о котором идет речь, Константин Кошкин и Ольга Минькова создавали по портрету первого космонавта, опубликованному в редакциях сразу же после его полета. Однако чуть позже, в 1962 году, Константину Гавриловичу довелось лично познакомиться с Гагариным и сделать его скульптурный портрет уже с натуры.

– Осенью 1962-го мои родители, и я вместе с ними, были в Гурзуфе – мама заканчивала работу над памятником Пушкину в гурзуфском парке, папа помогал ей, – вспоминает Сергей Константинович. – А Гагарин с семьей отдыхал в гурзуфском санатории Министерства обороны, причем был там инкогнито, везде ходил в черных очках. Родители случайно встретили Гагарина в парке, конечно, узнали его, рассказали, что уже работали над его портретом. И папа уговорил Юрия Алексеевича позировать ему! Когда Гагарин позировал, очки он, конечно, снимал (и папа даже его так сфотографировал). Было несколько сеансов позирования, в итоге папа создал небольшой глиняный бюст космонавта, кстати, Гагарин на нем, на глине, оставил свой автограф. Позднее на основе этого портрета папа сделал ряд скульптур, одну из которых – мраморный бюст – подарил Гагарину. А мне, шестилетнему мальчишке, первый космонавт мира в ту гурзуфскую встречу подарил свою фотографию с подписью и автографом. И я ее бережно храню.