О французских драгоценностях, хитрых пацанах и женской мстительности

Четыре истории отбывшего начальникаи легенды уголовного розыска Крыма Юрия Викторова

Легенда уголовного розыска – так называют полковника Юрия Викторова. Он пришел в крымскую милицию в 1963 году рядовым оперативником в Бахчисарае, а на пенсию ушел заместителем начальника управления уголовного розыска в Крыму. Ему довелось раскрыть множество преступлений, сталкиваться с самыми разными жизненными ситуациями – от нелепых и курьезных до трагических и ужасных. В преддверии Дня работников уголовного розыска Украины (он отмечается 15 апреля) мы публикуем несколько историй, рассказанных Юрием Степановичем.

История первая

Бриллианты жены Мориса Тореза

– Морис Торез, генеральный секретарь французской компартии, часто приезжал со своей женой на Южный берег Крыма (он ездил сюда лечиться. – Ред.). И в один из таких приездов у его супруги из номера унесли все ее фамильные драгоценности – это и по тем временам, и по нынешним сумасшедшая сумма! Скандал международного масштаба – докладывать в Киев о том, как расследуется эта кража, нужно было ежечасно. Мы вышли на бар в морпорту, познакомились с официантками оттуда, разговорились. И одна из них рассказала, что какой-то мужчина приходил в бар, хотел за сто грамм водки драгоценностями расплатиться. Но она испугалась, не взяла. И еще сказала, что он был то ли глухой, то ли глухонемой – разговаривал с трудом. Этот след вывел нас на делегацию итальянской коммунистической партии, они как раз тоже в Ялту приехали. Оказывается, сын Мориса Тереза познакомился с сыном второго секретаря итальянской компартии, пригласил его к себе в номер посидеть, выпить. А тот тихонько все драгоценности собрал – и унес, а потом в баре расплатиться ими пытался, ни слова по-русски не зная. Никакого уголовного дела, конечно, возбуждать не стали, а итальянца его компартия быстро на родину отправила.

История вторая

Таинственный сортир

– В Ялте как-то произошла череда странных краж: женщин, в основном приезжих, обворовывали в уличном общественном туалете. Туалет этот крохотный, заброшенный, каморка метр на метр, спрятаться там преступнику негде. Я с одной из потерпевших когда разговаривал, она мне так и сказала: «Я не понимаю, как это произошло. Зашла в туалет, повесила сумку на крючок на стене за спиной, буквально в 50 сантиметрах, а когда стала уходить – сумки нет. И, вы не поверите, но даже крючка нет, на который я ее повесила, ровная стена». Проверили – действительно, нет там никаких крючков, и следов никаких. Поговорил еще с двумя потерпевшими – то же самое рассказывают, один в один, и сами ничего понять не могут, и мне не могут объяснить, куда же их сумки исчезли. Просто мистика какая-то. А разгадка оказалась очень простой. Я заметил, что неподалеку от этого туалета пацаны крутятся, и понял – их рук дело. Оказалось, один из них придумал вот какую хитрость: он поджидал, когда к туалету направлялась женщина с сумочкой, и с тыльной стороны просовывал через проем под крышей проволоку, изогнутую крючком. Женщина вешала на этот крючок сумку, а воришка тихонько вытаскивал свою добычу – и был таков. Мальчишку поймали, документы из украденных сумок он, к счастью, выбросить не успел, у него дома все лежали. Уголовное дело возбуждать не стали – очень надеюсь, что он свои недюжинные способности (ведь это ж надо было до такого додуматься!) больше в преступных целях не применял.

История третья

«Я тебя буду всю жизнь искать и не найду»

– Ваша редакция где находится? На Горького под аркой кинотеатра Шевченко? О, эта арка мне памятна – там одно время находилась прокуратура Симферопольского района. И мы, сотрудники, между собой в качестве полушутливого-полусерьезного пароля использовали фразу: «Беглец из-под арки». Но расскажу по порядку. 

Парень отслужил в армии и приехал в Крым, в Джанкойский район, строить Северо-Крымский канал. Ни кола ни двора своего, жил в рабочем общежитии. А там комендантша была незамужняя, положила на него глаз, пригрела, накормила, стали они сожительствовать понемногу. Но потом этот парень влюбился в симферопольскую девушку и честно обо всем комендантше рассказал, объяснил, что нужно им с их отношениями завязывать. Та, конечно, всплакнула, но вроде с пониманием отнеслась. Договорились, что с утра он к ней зайдет, заберет свою майку – и на том мирно расстанутся. Пришел он за этой майкой. А комендантша ему бутылочку на стол – попрощаемся, мол, как люди. Ну, посидели, выпили. Она ему – давай в последний раз. Он ни в какую. Она разделась тогда чуть ли не догола, набросилась на него, исцарапала всего, стала голосить на все общежитие: «Насилуют!» Тут же народ сбежался, милицию вызвали, парня – под арест. Доказательства налицо: свидетели все слышали, у пострадавшей под ногтями кровь насильника, следы борьбы, в общем, ждет парня тюрьма. И мне, и другим сотрудникам было понятно, что баба стерва, а парень пропадет ни за что. И я его на свой страх и риск отпустил – забирал его из той самой прокуратуры, что под аркой, и, помню, сказал: «Арку видишь? Вот давай чеши под нее и уноси ноги, чтоб тебя не было не только на территории Симферополя, но и Крымской области вообще. А я тебя буду всю жизнь искать и не найду».

История четвертая

Страшная женская солидарность

– Жил в Симферопольском районе мужик с женой и детьми, жил-жил – и вдруг пропал. Три дня – нету, неделя – нету. Стали искать. А этот мужик и его жена снимали комнату в доме у хозяйки. И там же снимала комнату еще одна девочка, красивая такая – они вместе с женой пропавшего работали на строительстве канала, подружки были. И эта жена ей часто жаловалась на мужа – что пьет и бьет. Подружка ей возьми да и скажи: надо бы его проучить. И вот он как-то вечером домой пришел, а жена с подружкой ему бутылку на стол – напоили, а потом к кровати капроновыми колготками привязали. Договаривались, что просто побьют его, попугают. А подруга вместо этого ему на лицо села, мужик и задохнулся. Ночью выкопали они во дворе яму (хозяйка дома ненормальная была, может, и не поняла, что они делают) – и труп туда…
Мы когда потом допрашивали эту девушку, которая подружкиного мужа убила, спросили, как же она дошла до жизни такой. А она рассказала, что еще когда в десятом классе училась, жила в России, влюбилась там в одного парня. Его посадили, она бросила школу, бросила родителей, поехала к нему на поселение, считалась там его гражданской женой, дождалась, пока он освободится. Он ей обещал, что они вместе уедут в Крым, поженятся. Уехали они в Крым, в Симферополь. Только оказалось, что у этого мерзавца там уже давным-давно есть семья и законная жена… И у этой обманутой девушки с тех пор психика, видно, нарушилась, она всех мужиков возненавидела. И когда ей подружка стала рассказывать о том, как с ней муж жестоко обходится, то она не выдержала и подружке «помогла»… Жену оправдали – признали, что у нее не было злого умысла, да и двоих детей как смягчающее обстоятельство расценили, а вот подружку посадили.

На фото: Во время военных действий в Афганистане Юрий Викторов командовал спецподразделением МВД СССР «Кобальт». Сейчас Юрий Степанович – председатель Союза афганцев ОВД Крыма.

Кубинские милиционеры стажировались в Крыму

В 1970-1980-е годы крымский уголовный розыск считался лучшим в Украине и одним из лучших в Союзе. Не случайно именно к нашим розыскникам Москва направляла на стажировку сотрудников соответствующих служб чуть ли не из всех соцстран – Чехии, Болгарии, Кубы и других.