Тело – храм для души

или почему святые мощи – мироточат, не тлеют, исцеляют

По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на полуостров прибыл ковчег с частицами мощей святого Лазаря Четверодневного – епископа города Китиона (ныне Ларнака, Кипр), которого называл своим другом сам Иисус Христос. Исцеляющие мощи праведника были обретены в 1972 году на Кипре. С 4 апреля по 19 мая святыня будет пребывать в крымских храмах, и все желающие смогут прикоснуться к ней. Почему тысячи людей выстаивают в огромных очередях, чтобы поклониться великим святынями и исцелиться душой и телом? По какой причине святые мощи не подвергаются тлению? Как и где их хранят, как перевозят и, наконец, почему верующие так почитают останки христианских святых?

На эти вопросы «Газете» ответил отец Павел Морозенко, старший священник Свято-Троицкого женского монастыря, в котором пребывают мощи почитаемого в Украине и далеко за ее пределами святителя Луки Крымского.
 

1. Почему православные почитают святые мощи?


Традиция почитания и поклонения святым мощам зародилась практически одновременно с христианской верой, на первых порах гонимой римскими императорами-язычниками. Умерших мученической смертью христиан их единоверцы омывали, укладывали в гробы и отпевали. Такое бережное и благоговейное отношение к человеческому телу объясняется тем, что, согласно Библии, сам Иисус Христос явился на землю во плоти, прославив человека как венец творения Создателя и победив смерть. «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6, 19) – эти слова апостола Павла из первого послания к Коринфянам наглядно демонстрируют, что для христиан тело – не темница для души, а возможность проявить себя по отношению к людям.

Отец Павел: 

– Тело – это храм для души, поэтому Господь строго спрашивает с нас, каким образом мы относимся к своему телу. Тому, кто растлит, разорит храм Божий, придется отвечать перед создателем. Соответственно, кто прославит храм Божий, будет угоден Господу. В личностях апостола Павла, апостола Петра, других первых христиан и их последователей мы видим продолжение деяний Христа. В личности святого человека отпечатывается сам Господь Иисус Христос. Поэтому почитание святого исповедуется христианами как почитание Бога, отобразившегося в человеке, как в иконе. Святитель Лука говорил: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему». Святитель Лука особо почитаем не только на крымской земле. После обретения святых мощей архиепископа Луки в 1996 году по обращению греческого священноначалия мы отправились в паломническую поездку по епархиям этой страны, где особенно чтут личность и деяния архиепископа.

2. Как хранят святые мощи?

Особое почитание христианами останков святых выражается в условиях их хранения. Найденные частицы мощей помещаются в ковчеги или раки, сделанные из ценных пород дерева (карельской березы, красного дерева, эбенового дерева, ореха, амаранта, палисандра и других), украшенные золотом, серебром, драгоценными камнями. Мощи святителя Луки, к примеру, хранятся в большой 300-килограммовой серебряной раке, которую в 2002 году Свято-Троицкому монастырю подарили греческие священнослужители Элладской церкви. Рака, которую каждую пятницу в семь часов утра открывают для прихожан и паломников храма, была сделана на пожертвования простых греческих верующих.

Отец Павел:

– Не только мощевики и раки, но и другие священные предметы, иконы, распятия, изготавливаются из драгоценного дерева и благородных металлов. Однако бывают нелегкие времена, когда народ бедствует. Тогда священные предметы делают из того, что доступно, насколько позволяет жизнь народа и жизнь церкви. У нас церковь отделена от государства, поэтому других источников, кроме меценатства и пожертвований, нет. Если какие-то святыни являются одновременно историческими, археологическими ценностями, выделяются средства из бюджета. Но это случается редко, поэтому мы очень благодарны христианам Греции за такой подарок. Какие условия хранения мощей святителя Луки? Никаких особых условий, кроме молитвенного напряжения, духовного сосредоточения и совершения ежедневных богослужений, не создается.

3. Как охраняют нетленные останки праведников?

Ковчеги со святыми мощами и другие священные для православных предметы имеют, прежде всего, духовную ценность. Но дорогостоящие материалы, используемые при их изготовлении, нередко становятся объектом внимания грабителей. Летом прошлого года из храма святой великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге злоумышленники похитили ковчег с мощами благоверного князя Александра Невского, прихватив пять нательных крестиков и чашу для причастия. Правоохранители оценили ущерб в 350 тыс. рублей (более 90 тыс. гривен). Такие примеры, которых, к сожалению, немало, вынуждают руководство епархий пользоваться услугами охранных агентств. Но случается это нечасто и, в основном, – при перевозке особо ценных святынь.

Отец Павел:

– Все святыни сопровождает, прежде всего, духовная защита – священники и монахи. У церкви нет и не было силовых возможностей охранять свои святыни. Но при транспортировке святынь могут быть привлечены профессионалы, оказывающие охранные услуги. При организации крестных ходов общественный порядок и безопасность обеспечивают сотрудники ГАИ и милиции. В охране наших храмов и святынь очень серьезно помогают и казачьи организации. Но, слава Богу, в нашем Свято-Троицком монастыре случаев покушения на святыни или других кощунств не было. Бывает, конечно, что и пьяненький человек или молодежь резвая зайдет, но никогда не грубят, не злословят и не кощунствуют.

4. Почему мощи не тлеют и исцеляют?

Споры вокруг этого вопроса не утихают и поныне. В ранние советские времена, эпоху господства атеизма, многие раки и ковчеги со святыми мощами вскрывались в поисках следов бальзамирования и других признаков «вселенского обмана». Нетленность останков объясняли обезвоживанием организмов святых при жизни, вызванным суровыми постами, и особыми свойствами грунта, в которых были захоронены святые. Опровергает эту точку зрения история. Сохранились свидетельства о том, что многие угодники, чьи мощи не подверглись тлению, жили среди людей и ели обычную пищу, а останки некоторых святых, к примеру, преподобного Евстратия Печерского, нашли в воде. 

В свою очередь, чудеса исцеления ученые трактовали как самовнушение: с помощью усилий мысли человек может влиять на свое биологическое состояние, изменять протекающие в организме процессы и тем самым самооздоровляться. Однако серия научных экспериментов с покоящимися в Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лаврах святыми мощами, показала, что не все так просто. Медицинская экспертиза мощей, проведенная в 1988 году, подтвердила «глубокую степень высыхания тканей при отсутствии гниения», притом, что никаких следов антисептиков, применявшихся в старину для мумификации, найдено не было. В свою очередь, опыты под руководством кандидата биологических наук Тамилы Решетниковой заключались в следующем: элитные семена пшеницы одного сорта по несколько граммов насыпали в бумажные пакетики, часть из которых оставили в качестве контроля, другие прикладывали к гробницам со святыми мощами. При этом контрольные семена находились в этом же помещении на расстоянии до трех метров, чтобы на них воздействовали та же температура и влажность. Во всех случаях эффект был однозначный – семена, побывавшие рядом с мощами, всходили быстрее и выше по сравнению с контрольными. Биофизический и биохимический анализ всех зерен показал, что даже после кратковременного пребывания семян возле святых мощей у них изменяется энергетическое состояние ядер атомов и содержание химических элементов. Кроме того, семена, приложенные к святым мощам, в отличие от контрольной группы, выдержали лабораторное радиоактивное облучение и дали всходы.
Энергию, оказывающую такое влияние на живые организмы на клеточном уровне, православные называют благодатью Святого Духа. И мощи святых угодников – это своего рода «ретрансляторы» этой Божественной благодати. Так объясняют целительные свойства мощей христиане.

Отец Павел:

– Через мироточащие мощи святых угодников, пророков, апостолов Господь показывает нам благодать Евангелия, удостоверяет нас в будущем всеобщем воскресении, чтобы подкрепить нашу веру, и призывает нас следовать их примеру. Через их нетленные тела Создатель исцеляет верующих телесно и духовно. Но нам порой и нужно поболеть, потому что если бы грешники были здоровыми, сколько бы они еще грехов совершили. И ноги наши исцелятся, когда будем ходить в храмы, и руки не будут болеть, когда будем креститься и подавать милостыню, и голова и живот не будут болеть, если будем соблюдать посты. Желаю здравия всем, душевного и телесного!


Алексей Гончаров

Фото Светланы Борисовской

На фото В храме Свято-Троицком женском монастыре, где в большой 300-килограммовой серебряной раке пребывают мощи святого Луки Крымского, никогда не бывает пусто: люди приходят попросить у святителя здоровья физического и душевного. Немало и тех, кто приводит в храм своих маленьких детей.