Город препятствий

Инвалиды Симферополя годами сидят дома не только потому, что их мало кто берет на работу. «редакция» убедилась: крымская столица для колясок практически непроходима

О том, что эта проблема существует, власти Симферополя знают: иначе не было бы недавнего сообщения от мэрии, что в жилых домах установлено 34 пандуса, реконструируются подземные пешеходные переходы, а по городским маршрутам ходят автобусы, предназначенные для перевозки маломобильных граждан. Тем временем Василий Ивахно, передвигающийся на инвалидной коляске, не может добраться с окраины в центр города.

– Предлагаете встретиться в центре? Да вы что, конечно, не могу. Я даже не представляю, как это можно сделать, – смеется бодрый мужской голос в телефонной трубке. Хотя вообще-то не до смеха.

К Василию Васильевичу мы отправились на своем автомобиле. Хозяин встречает нас и с порога все тем же бодрым голосом приглашает в комнату.

– У меня есть машина, и обычно я добираюсь в город на ней, но сейчас зрение сильно ухудшилось – нужно делать операцию, так что побаиваюсь ездить за рулем, – говорит он.

«Инвалид не должен ходить с протянутой рукой»
Василий Ивахно уже 35 лет в инвалидной коляске. Будучи аспирантом симферопольского Сельхозинститута, по дороге на конференцию он попал в аварию, с тех пор ноги не работают. Сам Василий Васильевич считает, что ему еще повезло, если это слово можно применить: его травма производственная, поэтому от института ему выделили квартиру на первом этаже и авто с ручным управлением, помогли сделать пандус в подъезде. А вот аспирантуру окончить не удалось.

– Сейчас можно было бы доучиться, а в Советском Союзе не было спинальников, секса, проституток и наркотиков. Никто бы тогда на это не пошел, – вспоминает он.

В 90-е вместе с другими инвалидами Ивахно создал кооператив «Инватруд»: на дому шили занавески, нижнее белье, скатерти, делали обувь. Со временем членов кооператива трудоустроил завод «Фиолент» – собирали простые механизмы. Удавалось накопить общую кассу, из которой инвалидам покупали одежду, еду, путевки в санатории. Но потом с работой стало туго, и теперь у Василия Васильевича нет ни одного знакомого работающего инвалида.

– Инвалид не должен ходить с протянутой рукой. Мы должны и можем зарабатывать. Есть золотые головы: хорошие юристы, компьютерщики, но работы нет. Никто об этом не заботится, – с грустью констатирует наш собеседник.

 

«Когда тебя тащат, это унизительно»
Еще одна причина безработицы среди людей с ограниченными физическими возможностями – они не могут добираться на рабочее место вне дома ежедневно.

– Нам вообще трудно куда-то попасть. А у людей, которые живут выше второго этажа, проблема – самостоятельно выйти на улицу. Нужна пара мужиков, чтоб спустили, а это как-то унизительно, когда тебя тащат, – говорит он. – Многие приходят к решению выходить из дома как можно реже.

Василий Ивахно выбирается из квартиры сам – по обе стороны от лестницы складной деревянный пандус, который я, поднимаясь, даже не заметила. Затем бетонный съезд, сделанный своими руками – и мы у авто. Чтобы сесть в машину, моя помощь не требуется. Наш собеседник сам достает и раскладывает разборную коляску, когда мы доезжаем до Главпочтамта. Но уже тут, на пешеходном переходе, колясочник не может заехать на тротуар – мешает бордюр. Но ладно, идем по дороге, не спеша прогуливаемся по улице Карла Маркса, где, между прочим, нет съезда ни с одного бордюра. Благо, она пешеходная. А на перекрестке я предлагаю зайти в единственный супемаркет в центре Симферополя – «Сильпо». И оказывается, что путь туда нам заказан. Пройти к супермаркету можно только по одному из подземных пешеходных переходов, а их колясочнику не преодолеть. Перед нами около тридцати ступенек вниз, две металлические рельсы, одно расшатанное перило, настолько широкое, что невозможно охватить ладонью, и в конце этой полосы препятствий – открытая дверь торговой точки. Такой спуск даже с моей помощью Василий Васильевич приравнивает к самоубийству.

Удивительно, что недавно отреставрированные улицы для колясочников все также недоступны.

– Когда делали проспект Победы, ребята-колясочники несколько раз просили рабочих и прораба сделать нормальные пандусы. Там же бордюры, а мы просили сделать пологий съезд – тогда это ничего не стоило. А теперь нужно разбирать бордюр, и это уже стоит денег. На бульваре Франко такая же ситуация – очень крутые пандусы. Никто не обращает на это внимание, и если делают, для галочки. Нас или не слышат, или не понимают, – задумчиво произносит Ивахно.

После непродолжительной прогулки начинаешь смотреть под ноги в буквальном смысле – видишь каждую канаву, яму, уклон. То, что здоровый человек переступит, даже не заметив, инвалиду часто оказывается не под силу. Одно лишнее движение назад или вперед – и коляска перевернется. Каково оказаться на земле посреди торопливо бегущих ботинок?

На всю улицу – два пандуса
Проблема доступа колясочников в здания не сдвигается с мертвой точки годами. Просят они только одно: сделайте заезд в больницы и аптеки. Но и тут глухая стена. По словам Василия Васильевича, из медучреждений в Симферополе без проблем можно попасть в центральную поликлинику больницы им. Семашко и онкологический диспансер. В остальных больницах если и сделан пандус, то или очень крутой, или без перил (могут быть и слишком широко расставленные поручни). Даже в нейрохирургическое отделение больницы им.Семашко на коляске не въехать: сразу за пандусом (поручней там нет) начинается порог, и колесо нужно подбросить, чтоб заехать. Во время очередного такого маневра Василий Ивахно перевернулся на пороге.

За беседой мы прошли вдоль улицы Горького. На всю улицу два хороших пандуса: у исполкома Центрального района и городского совета Симферополя. Все остальные здания со ступенями не оборудованы для инвалида.

– Мне всегда хотелось сходить в театр, но ни один не приспособлен. А молодежи некуда деться совсем, – глядя в сторону русского театра, замечает Василий Васильевич.

Чуть дальше, справа от нас возникает Крымский театр кукол: ступени крутые, пандуса нет. «Детей-инвалидов, значит, у нас не бывает», – сокрушается Василий Васильевич.
От предложения проехаться на новом троллейбусе, который якобы предназначен для нужд инвалидов, наш собеседник отказался наотрез.

– Я не готов к такому экстриму. Мне, чтобы проехаться в троллейбусе, нужна помощь здорового мужика – подтолкнуть, поднять. Новые троллейбусы оснащены системой для заезда инвалида, но она ручная, а кто ее будет выдвигать? Я сам не могу, водитель выйти из-за руля не может. Кто мне поможет? – спросил человек, который 35 лет ищет ответ на этот вопрос.


Как должно быть

Согласно Государственным строительным нормам Украины, в здании один из основных входов должен быть оборудован пандусом – наклонной плоскостью, которая соответствует следующим характеристикам:
– уклон пандуса не должен превышать 8%;
– ширина при одностороннем движении не меньше 1,2 м, при двустороннем не меньше 1,8 м;
– в начале и конце оборудована площадка не менее 1,5 м. Кроме того, пандус по краям должен быть снабжен небольшим бортиком;
– с двух сторон ограждение высотой 0,9 м с поручнями диаметром не более 0,05 м. Длина поручней больше длины пандуса не меньше чем на 0,3 м.

На фото: 21 ноября 2012 года. Пандус в подземном переходе на улице Кирова в Симферополе имеет только один поручень. Василий Ивахно спуститься по этой конструкции самостоятельно не может.


Светлана Борисовская
Фото автора