До конца света по версии 50-х бомбоубежища не дожили

«редакция» спустилась в крымские убежища, выстроенные в годы «холодной войны» на случай ядерного апокалипсиса, и проверила, могут ли они кого-то спасти

Нынешняя истерия вокруг «конца света по календарю майя» выглядит весьма бледно по сравнению со страхом всеобщей гибели, который человечество испытывало совсем недавно. Вспомните – США и СССР наращивали арсеналы, школьники изучали поражающие факторы ядерного взрыва, по всей стране были созданы подземные убежища – от небольших до гигантских. Нужны ли они сейчас? Страна не воюет и воевать не собирается, а содержание укрытий требует затрат. С другой стороны, доктрину национальной безопасности, с соответствующими законами, предписывающими наличие укрытий для населения, никто не отменял. Мы решили поинтересоваться, в каком состоянии сегодня находятся подземные спецсооружения. Результат заставил задуматься…

Полпроцента счастливчиков

Если система гражданской обороны у нас сегодня и существует, то весьма тайно. «редакция», обойдя в нескольких крымских городах несколько бомбоубежищ, расположение которых запомнилось еще со времен советских уроков по гражданской обороне, так и не обнаружила никаких признаков жизни в подземельях, где должны быть и свет, и вода, и медикаменты с продуктами, и, естественно, охрана. По всему Крыму началась инвентаризация убежищ, не проводившаяся с момента обретения Украиной независимости, которая, будем надеяться, даст объективную информацию и позволит опубликовать соответствующие выводы.
– Некоторые защитные сооружения за многие годы пришли в негодность, некоторые подтоплены или поменяли первоначальное назначение, поэтому и проводим инвентаризацию, – рассказал «Газете» начальник управления по оборонно-мобилизационной работе и гражданской защите населения Управления делами Совмина АРК Виктор Фесенко. – Убежищ не должно становиться меньше, их должно быть столько, чтобы мы смогли обеспечить безопасность всего населения республики.

Однако, по информации, например, симферопольского горуправления по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами и ЧС, на балансе Симферополя сейчас осталось всего двенадцать гражданских убежищ. Каждое способно вместить не более 50 человек, а все вместе – 0,2% населения города. Всего же по Крыму убежищ насчитывается около двух тысяч – на полпроцента населения. Как и в Симферополе, это небольшие подвальчики, многие из которых пребывают в плачевном состоянии, либо сдаются в аренду.
Вот, скажем, бомбоубежище под домом №5 на ул. Севастопольской в столице автономии. Его использует одно их местных заведений общепита в качестве подсобного склада, наотрез отказываясь показывать. Мол, там все переделано и от убежища ничего не осталось. Но ведь по закону о приватизации госимущества, защитные сооружения не подлежат этой самой приватизации, а если на территории приватизируемого объекта находится убежище, то собственник объекта берет его на баланс с обязательством содержать в состоянии готовности к приему граждан! У аналогичного объекта на ул. Киевской, 67, похожие проблемы, и такой же категорический отказ владельцев (магазина) демонстрировать состояние используемого общественного укрытия. Все, что можно увидеть – бронированная дверь, вход в убежище из подвала соседнего подъезда...

Большие проблемы, похоже, и у главного столичного бомбоубежища, которое находится под Петровскими скалами, на улице Воровского. Сейчас, по всей видимости, объект приходит в негодность: журналистам под разными предлогами отказывают в посещении, а судя по фотографиям, опубликованным в Интернете пару лет назад местными диггерами (люди, хобби которых – пробираться в различные подземные объекты), разруха там полная и вход завален землей и мусором. А ведь оно было лучшим в Союзе (об этом хвасталась в то время местная пресса), могло вместить тысячи людей и выдержать атомный взрыв.

Разрушительней, чем война

Бесхозяйственность, оказывается, бывает более разрушительной, чем ядерный взрыв. И особенно ярко масштабы происходящего видны на примерах так называемых стратегических объектов, где «Газете» удалось побывать. Таких, как крупнейшая в Украине подземная электростанция в Севастополе, на Корабельной стороне. Или «Объект 221» – гигантское укрытие в толще горы Алсу, недалеко от Балаклавы, построенное для командного состава армии, флота и членов правительства.

Итак, электростанция. Строить секретный объект, названный ГРЭС-3 или «Крот», способный обеспечить теплом и светом и базу Черноморского флота, и город, в момент войны или природной катастрофы (а также приютить под землей несколько тысяч горожан), начали в 30-е годы прошлого века. А достроили уже после войны, в 50-е, приспособив часть залов под нужды ТЭЦ и горводоканала. Общая площадь составила 30 тысяч квадратных метров, на четырех подземных этажах! Дорога туда – лабиринт севастопольских улочек, где на каждом шагу памятники десятка различных исторических эпох, между бухт, тихих в любую погоду и крутых склонов, сплошь покрытых старыми деревьями и кустарником. Внизу, возле южного берега Севастопольской бухты, асфальт обрывается у массивной решетки, за которой видны железнодорожные рельсы, уходящие в скалу, за еще более массивные ворота – именно там находится «Крот». Но все эти ворота не открывались уже очень давно. Впрочем, существуют другие входы: охотники за металлом пробили несколько дыр в выходах вентиляционных шахт, встречающихся кое-где на склоне. Станция частично используется коммунальщиками, частично в аренде (некая фирма хочет переоборудовать подземные сооружения под склады), но основная часть – бесхозная, и почти весь металл оттуда украли. Спустившись под землю, мы долго блуждали по лабиринтам этажей – таинственно, необычно, но там лишь голые бетонные стены, мусор да частично затопленные коридоры…

А чтобы разграбить «Объект 221», где тысяча человек могла бы находиться после ракетной ядерной атаки более пяти лет с полным автономным обеспечением, охотникам за металлом не понадобилось даже ломать стен – огромный вход, куда может заехать и автомобиль, свободен. Это многоэтажное убежище, площадью более 17 тысяч квадратных метров, начали строить в 1977 году, а прекратили в 1992-м, когда степень готовности была 90%! Оставалось провести отделочные работы и подключить оборудование. До 1998 года объект охраняли пограничники, а власти пытались найти ему мирное применение (были, например, предложения устроить винный завод). Но потом охрану сняли, и начался грабеж…

Необитаемый «угол», высоко в горах, а там – настоящий клондайк, перспективнейшее не охраняемое месторождение черных и цветных металлов! Теперь здесь лишь темные километры тоннелей, по пять метров в высоту, необычное многократное эхо, отражающееся от сотен тысяч кубометров бетона, небольшие сталактиты, успевшие уже кое-где вырасти от проступающей с потолка влаги, да «гнезда» тряпья и хлама, свитые вездесущими бомжами.

На фото: руины комплекса наземных сооружений над секретным объектом «Крот» на одном из склонов Севастопольской бухты.

Дмитрий Смирнов