Суперучитель-2013 Татьяна Коробкина: Не надо пытаться перекричать класс

Учитель года рассказала «Газете», как относится к непослушным детям, почему не считает цветы взяткой и какие предметы вернула бы в школьную программу 

Для детей уроки музыки – это уроки жизни. Произведения, с которыми они знакомятся, поднимают генеральные темы: любви, дружбы, смерти, предательства.

Самое сложное в работе учителя – воспитывать. Мы через свои уроки в первую очередь решаем нравственные проблемы. Дети на примере героев делают для себя выводы, что такое хорошо и что такое плохо, и думают, как бы они поступили в такой же ситуации.

Подготовиться к уроку сложнее, чем его провести. Можно готовить один урок неделю: спланировать, найти информацию, раздать детям предварительно задания, прописать сценарий. На подготовку традиционного урока уходит час-полтора.

Раньше учителя музыки покупали виниловые пластинки. У нас почти не было методических материалов, учебников. К урокам готовились в библиотеках.

Дети изучают не только классическую музыку. Мы проходим и современных исполнителей, дети рассказывают о них. Иногда от детей я узнаю о новых направлениях в музыке, которые появляются чуть ли не каждый день

Дурное настроение в школе улетучивается. Вижу детей, и все проходит.

Непослушные дети оттого, что у них в семье не все в порядке. Они недополучают внимания и свои эмоции выплескивают, задирая других. С такими детками надо не воевать, а терпеливо, настойчиво работать.

Не надо пытаться перекричать класс. Надо сохранять самообладание. Иначе можно взвинтиться, накричать, и все равно ничего не получится, класс начнет отторгать учителя. Я жду тишины молча.

Слова «хулиган» у нас в школе нет. Хотя я смотрю, что творится в других школах, когда дети, например, дерутся, и понимаю, что не знаю, как бы себя в такой ситуации повела.

Начинающим учителям: если любите свое дело, ничего не бойтесь. Если видите, что не ваше, уходите немедленно, иначе будете мучиться всю жизнь.

Главная проблема молодых учителей – дисциплина на уроках. Это особенно касается предметов эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство. – Авт.), в некоторых школах отношение к ним осталось пренебрежительное. В том числе и со стороны родителей.

Раньше учитель был богом. А теперь ребенок бог. Авторитет учителя упал. Родители считают, что школа должна научить, воспитать. Сдали ребенка – и все. Это неправильно. Родители должны научить ребенка уважать людей.

Я с радостью иду на работу и с радостью, уставшая, иду домой.

Детям нужна школьная форма, чтобы появление в школе не превращалось в соревнование, кто в чем пришел. Индивидуальность девочки пусть проявляют в прическах, а то ходят все с распущенными волосами, совершенно неухоженными. Когда кто-то заплетает «колосок» –делаю комплименты и ставлю в пример.

Запретить в школе мобильники было бы здорово. Но родители с помощью мобильных контролируют детей, и, если телефоны выключать, они будут в панике. Хотя телефоны наносят колоссальный вред здоровью и отвлекают от учебы.

12-бальная система – это удобно. Но я привыкала к ней целый год. С некоторыми родителями до сих пор приходится объясняться, что пять – это не три»по-старому. Баллы – это не оценки, а отметки, и один балл – это тоже некий минимальный набор знаний.

Я бы вернула в школу хореографию и астрономию. Хореография – предмет эстетического цикла, астрономия – просто интересная. Ну, черчение, может, не всем пригодится...

Уроки трудов нужны. Девочкам и мальчикам сегодня, может, больше и негде научиться иголку в нитку вдевать или забивать гвозди. Пусть научатся, а потом в жизни каждый выберет, применять это на практике или нет.

Букет цветов – это не взятка. Я никогда от них не отказывалась. Хоть и были мнения, что их не должно учителю принимать. Но, зная, сколько иногда стоят цветы, что человек потратил деньги, как я буду отказываться?! Куда их этот ребенок понесет, как он себя будет чувствовать? Если конфеты, я их тут же открываю и угощаю весь класс. Еще мне однажды подарили кружку, в учительской оставила.

Иногда я дома перехожу на учительский тон. И раздражаюсь дома, бывает, больше, чем в школе, потому что в школе надо держать себя, а негативные эмоции же накапливаются.

Дети еще в шестом классе начинают в жизни разбираться. Они стремятся повзрослеть быстрее, доступа к информации у них больше. А вот понимание жизни, ее трудностей приходит позднее. 11 класс – ну такие серьезные! Но поступки у них еще зачастую детские.

Муж говорит: бросай уже свою работу. Дома сиди. А я не могу.

В школах не платили зарплату, когда я пришла работать сюда в 93 году. Два года зарплату давали продуктами. Где я только не подрабатывала! В пяти местах: в детских садах, в кружках. Слава богу, хоть по специальности.

В наушниках не хожу, музыку я постоянно не слушаю. На улице я люблю слушать звуки природы, шум моря.

Люблю классику в обработке например, Поля Мориа. Очень люблю Queen и ДДТ.

Я попила бы чаю с Дмитрием Хворостовским. Спросила бы у него, каково быть звездой. Он ведь еще не старый, а уже седой совсем.

Басков мне больше нравился, когда пел арии. Потому что это серьезный труд – опера, а эстрада – это шоу.

Когда я делаю уборку, пою романсы. Эстрадные песни мне трудно напевать, они не мелодичные.

«Школу» (скандальный российский сериал. – Авт.) не смотрю. Я видела фрагмент, нет такой школы! Может, в больших городах есть, где дети жестче. Из фильмов про учителей нравятся «Большая перемена» и «Доживем до понедельника» с Вячеславом Тихоновым.

Беседовала

На фото: Татьяна Коробкина преподает музыкальное искусство в феодосийской школе №5. 

Учителем решила стать, заканчивая 8 класс, с предметом, который будет преподавать, определилась сразу: с детства увлекалась музыкой, поэтому и документы подала в Ялтинское педучилище на музыкальный факультет. 

За 20 лет работы в школе научила музыке больше 13 тысяч детей. Проводит по 2-4 урока в день. Могла бы и больше, но не хочет жертвовать качеством ради количества. Признается, что после победы в «Учителе года» для нее ничего не изменилось.

 Хороший учитель – это методист, психолог и массовик-затейник

Кандидатуры на конкурс подают городские управления образования. В школы приезжает жюри, «выдвинутые» учителя проводят урок в незнакомом классе. Прошедшие это испытание сдают методистам КРИППО (недавно реформированного) толстые папки с методическими разработками, анкетой, презентацией. Затем пишут тесты по методике преподавания, психологии и педагогике, проходят викторину, оценивающую знания по предмету, и собеседование по опыту работы. После тестов часть конкурсантов отсеивается, группа снова пишет тесты и снова проводит урок в другом незнакомом классе. Лучшие из лучших попадают в суперфинал, где соревнуются в творческих конкурсах: надо презентовать себя (выступление типа КВНовской визитки), найти выход из педагогической ситуации (Татьяна, например, должна была рассказать, как бы она себя вела, если бы в ее класс на уроке залетел воробей и дети стали бы за ним гоняться) и провести мастер-класс по работе с аудиторией. Ответ Татьяны по поводу воробья: «Объясню им, что птице тут неуютно и ей надо помочь выбраться», – и мастер-класс, во время которого аудитория «гавкала», «мычала» и «хрюкала» песенку, принес ей победу в этом году. Что свидетельствует: будущее – за демократичными новаторами.