Его искали 200 лет, а теперь превратят в подводный парк

Античный город Акра, который море 1600 лет назад отобрало у людей, скоро можно будет посетить с аквалангом

С мая в Крыму, в юго-восточной части Керченского полуострова, близ мыса Такиль и села Набережное любой желающий сможет совершить подводную экскурсию с аквалангом в затонувший в Черном море античный город Акра. «редакция» встретилась с археологами, изучающими этот уникальный памятник, узнала историю жизни и смерти древнего города и поинтересовалась: что можно увидеть там, на дне?

«Законсервированный» морем и песком

Юго-восток Керченского полуострова. Здесь почти всегда ветер, на долгие километры – серо-зеленая степь, до сих пор не зажившая после ударов Великой Отечественной. В этой степи мало интересного для неискушенного путешественника: тряские дороги да лысые холмы, тучи мошкары и кузнечиков. И вдруг – пологий обрыв, полоса песка и почти до самого горизонта, миллионы ярких бликов, от которых даже приходится прикрыть глаза рукой… Море! Недалеко от берега, как и десять, сто, тысячу лет назад – каравы, деревянные «многоножки» с рыболовными сетями, над которыми неустанно кружат бакланы, таскающие у рыбаков добычу. А чуть дальше по побережью, там, где от пролива узкой косой отделен Янышский лиман, спряталась на дне, на глубине от полутора до четырех метров, загадочная Акра. Город, покинутый около 1600 лет назад.

Как говорят ученые, торговое поселение греческих колонистов, названное Акра (по-гречески – высокое, укрепленное место), появилась на берегах Керченского пролива (в то время он назывался Киммерийским) в шестом веке до нашей эры. Люди поселились на невысоком мысе, с двух сторон омывавшемся морем, а с третьей – водами соленого озера. Примерно через сто лет после основания Акра вошла в состав Боспорского царства. Тогда же город был укреплен мощными стенами и разросся до площади в четыре гектара (восемь современных футбольных полей). Сюда приплывали, зная о выгодах торговли, корабли из Афин, Александрии, Синопа, Родоса…

Шли века и войны, но Акра жила и оставалась одним из ключевых портов (акватория ее гавани, как утверждают древние историки, не замерзала даже в самые лютые зимы). Однако в первые столетия нашей эры политическая картина региона изменилась и сюда вторглись римляне, победившие легендарного боспорского царя Митридата. Укрепления по их приказу были снесены, а разграбленный город превратился в большую каменную деревню. Тогда же Акру постигло и еще одно несчастье: на поселение начало наступать море. Люди пытались бороться с природой: строили стены, плотины, но вода отбирала улицу за улицей, и они отходили на сушу, оставляя старые дома и строя новые.
Окончательную гибель Акры связывают с готскими походами в начале IV века нашей эры, когда после кровопролитных войн с ордами северных варваров эти края практически обезлюдели. Еще через несколько десятилетий город совершенно погрузился на морское дно, а песок, намытый штормами и приливами, надежно «законсервировал» следы человеческой жизни.

Нашли по воле случая

Поиски Акры начались еще при Екатерине Второй, когда после присоединения Крыма к Российской Империи здесь начались масштабные археологические работы. И почти 200 лет поиски были тщетны. Порой ученые даже сомневались в правдивости античных историков, упоминавших Акру и определявших ее местоположение именно на юго-восточном краю полуострова. Открытие было сделано случайно. В начале 80-х годов прошлого века керченский школьник Алексей Куликов наткнулся возле Янышского лимана на боспорские монеты разных периодов и обратил внимание, что рядом на мелководье просматривается нечто вроде остатков давно разрушившихся стен. Он отнес монеты в музей и рассказал об увиденном археологам. Специалисты стали исследовать место и вскоре вынесли вердикт: Акра, наконец, обнаружена!

Прогулки по дну

С тех пор утонувший город не раз становился предметом пристального изучения. Чтобы рассказать обо всех находках, сделанных в нем, не хватит и всей газеты. Например, там можно увидеть целый этаж огромной квадратной башни, от которой к нынешнему берегу тянется линия крепостной стены, толщиной под два метра. Есть на дне и неплохо сохранившиеся остатки другой башни, маячной, свет которой был известен всем древним мореходам, проходившим Керченский пролив. Хорошо различимы кварталы городской застройки, разделенные улицами и переулками, по которым теперь снуют рыбы да крабы. А еще ученые нашли под водой колодец, буквально набитый артефактами: жители Акры вырыли его около 2500 лет назад, а после того как в колодце иссякла вода, стали использовать в качестве свалки. Там археологи обнаружили не только амфоры и прочую керамику, но и многие деревянные изделия – исключительные по редкости вещи, ведь дерево очень плохо сохраняется и на других античных городищах подобные находки единичны.

– В 2012 году основные усилия нашей экспедиции были сосредоточены на изучении архитектуры исчезнувшего города, – рассказал «Газете» Виктор Вахонеев, начальник отдела подводной археологии КРУ «Черноморский центр подводных исследований», руководитель работ на Акре. – Для раскопок применяли эжекторы, которые работают по принципу насоса для грунта и воды. А для подводных чертежей и записей использовали пластиковые планшеты.

В нынешнем археологическом сезоне, который пройдет с мая по июль, состав экспедиции будет увеличен, привлекут больше спецтехники и, соответственно, исследуют больше площадей. Кроме того, в период работы экспедиции на Акре планируют проводить подводные экскурсии под руководством профессиональных археологов.

– Мы собираемся сделать в этом районе 1-й государственный подводно-археологический парк, – продолжает Вахонеев. – Поэтому решили начать с популяризации Акры таким вот образом. Планируем, что желающие погрузиться в историю будут приезжать к нам в лагерь, где археологи покажут находки и расскажут о городе. Затем люди должны будут пройти специальный инструктаж и тогда смогут погружаться. Глубина там небольшая, поэтому погружения доступны практически всем.
Сколько будут стоить экскурсии (с учетом аренды аквалангов и гидрокостюмов) пока неизвестно – цены будут озвучены «ближе к маю». Но если учесть, что средняя стоимость дайвинг-прогулки во время курортного сезона в Крыму около трехсот гривен, удовольствие это будет не из дешевых.

Человек, который...

Нашел древнюю Акру

Алексей Куликов: «Сначала подумал, что это солдатская пуговица, но оказалось – золотая монета, весом почти восемь граммов»

«редакция» нашла первооткрывателя Акры (сейчас он работает ученым секретарем Керченского историко-культурного заповедника), который рассказал, как был обнаружен подводный город, и сколько ему заплатило государство за найденные там артефакты.

Мама Алексея Куликова была морским биологом и каждое лето брала ребенка на керченское побережье, где собирала биологические материалы.

– Пока она работала, я был предоставлен сам себе. Развлечений вроде компьютеров тогда не было, и лучшего места, чем берег моря, я не знал. Море бывало разным: то ласковым и спокойным, когда в прибрежной полосе виден каждый камешек, то беспощадным, выбрасывавшим порванные сети. И там, где еще вчера был песок, проявлялась глина, усыпанная черепками и позеленевшими гильзами времен последней войны…

Это случилось летом 1980-го года, когда Алексею было 13 лет.

– В Москве – Олимпиада, и я бегал в пионерский лагерь смотреть выступления спортсменов по телевизору. Помню, тогда почти целый месяц бушевали сильные штормы, когда норд-ост переходил из одной трехдневки в другую, потом в третью... Тогда и с пересыпи, отделяющей Янышский лиман от Керченского пролива, смыло весь песок, под которым оказались груды камней. И вот однажды, проходя по берегу, я вдруг понял, что это остатки древних стен – в точности такие же я видел на Китее и на других античных городищах! А среди них обломки амфор, краснолаковой и чернолаковой посуды, куски черепицы с клеймами, бронзовые гвозди, зеленые и черные кругляши монет. Это было незабываемо! Я проходил по берегу вновь и вновь, собирая находки в деревянный ящик...

Через год, вновь приехав с мамой в экспедицию, Алексей отправился на то же место и стал уже целенаправленно искать монеты, собрав за лето 154 штуки. Некоторые из них были серебряными, а одна золотой.

– Хорошо помню, как ее нашел: иду по мелководью и вдруг на сером фоне дна вижу ярко-желтый кружок. Сначала подумал: обыкновенная солдатская пуговица, но оказалось, что это монета боспорского царя Котиса, а на обороте – портрет римского императора Адриана в лавровом венке. Бросил поиск, побежал в лагерь, где вместе с мамой, работали археологи. Все были просто поражены! Золотая античная монета, весом почти восемь граммов! Все монеты я передал в Керченский музей. За золотую, помню, дали 125 рублей и на эти деньги я купил свои первые вельветовые джинсы «Монтана» (сейчас золотой статер времен царя Котиса – 123-133 гг. н. э. – западные страховые компании оценивают по каталогам до ста тысяч долларов, – ред.).
«Заболев» археологией, Алексей Куликов поступил в МГУ на исторический. К этому времени найденные возле Яныша руины идентифицировали, как Акру: начались исследования, были открыты стены, удивительный подводный колодец, найдена уникальная бронзовая фигурка сидящей сирены, которая теперь хранится в Эрмитаже.

А первооткрыватель, закончив вуз с красным дипломом и вернувшись в Керчь, тоже включился в изучение древнего города.


Дмитрий Смирнов