Чтобы вылечить сердце, в Киев ехать не нужно

Теперь современные операции стентирования, шунтирования и протезирования клапанов делают в Крыму. Говорят, что стоит дешевле...

Статистика сердечно-сосудистых заболеваний в Крыму тревожна: треть взрослых крымчан страдают гипертонией, каждый десятый имеет стенокардию. Растет количество инсультов и инфарктов. Какие сердечные недуги одолевают жителей полуострова, чем им может помочь местная кардиологическая служба и чему нашим специалистам еще предстоит научиться, рассказывает главный врач КРУ «Кардиологический клинический диспансер» Йонас Игнатонис.

– Прежде чем рассказывать о достижениях крымской кардиохирургии, скажите, действительно ситуация с сердечно-сосудистыми заболеваниями настолько угрожающа?
– Да, статистика печальная. На первом месте в Крыму – гипертоническая болезнь. У нас 33,2% взрослого населения, то есть треть, имеет повышенное артериальное давление. На самом деле больных еще больше, ведь считают взрослое население, а гипертонией болеют сейчас и молодые люди до 20 лет. Всего у нас 537 220 больных, а с учетом невыявленных будут все 600 тысяч! Проблема в том, что более 20% больных не лечатся правильно, не принимают лекарств, а ведь гипертония приводит к трагическим последствиям: в Крыму высокий уровень инсультов, и он растет.

– С инфарктами ситуация не лучше?
– Их количество тоже понемножку растет. В прошлом году в Крыму зарегистрировано 2439 инфарктов, в советские же годы их было около двух тысяч в год. А причина – стенокардия, которая занимает второе место в списке сердечно-сосудистых заболеваний крымчан. 8,4% населения поражены этим недугом, зарегистрировано 135 800 больных.

Следующая проблема местных жителей – аритмия, то есть нарушение ритма сердца, и сердечная недостаточность. Правда, статистики по аритмии у нас нет, так как аритмия – это осложнение какой-то сердечной патологии. Мы ведем статистику только по экстренным состояниям, которые угрожают жизни. Это полная атриовентрикулярная блокада (одно из самых грозных нарушений проводимости сердца, оно сопровождается резким замедлением ритма сердца и, как следствие, потерями сознания и явлениями сердечной недостаточности), когда каждую минуту может наступить смерть. В этом случае мы ставим стимуляторы – искусственные водители ритма. Временные ставят у нас в кардиодиспансере, а постоянные стимуляторы – в республиканской больнице им. Семашко. Таких операций в прошлом году сделано около 300. Это важно знать крымчанам, потому что еще несколько лет назад мы всех таких больных отправляли делать операцию за пределы полуострова.

– Как вы считаете, крымская кардиохирургия сделала шаг вперед за последние годы? Какие еще операции освоили местные специалисты?
– Я думаю, что сделано немало. Например, с 1 декабря 2005 года при больнице Семашко открыто отделение инвазивной кардиохирургии, что позволило значительно расширить спектр операций. Сейчас методик много, мы практически все необходимые делаем. Например, делаем стентирование сосудов при стенокардии: ставим искусственный участок там, где это необходимо, расширяем сосуд. После этого 5-10 лет при условии приема лекарств и следования режиму, пациент может вполне нормально жить. Делаем и баллонную дилатацию – расширение просвета суженного сосуда изнутри специальным раздувающимся баллоном.

С прошлого года мы стали производить еще более сложные операции – это аортокоронарное шунтирование. Также с 2011 года начали делать протезирование митральных и аортальных клапанов. Практически мы осваиваем большую кардиохирургию.

Мы успешно стали проводить тромболитическую терапию при остром инфаркте миокарда. За прошлый год мы провели 484 такие терапии. Что это такое? Своевременное введение тромболитика позволяет растворить тромб, и инфаркт не развивается в той форме, какая может быть. При обычном инфаркте больной нетрудоспособен полгода, а если ввести тромболитик вовремя, то его выписывают через 3-4 недели.

При остром инфаркте миокарда в больнице Семашко делают коронарографию: мы смотрим, где закупоривается сосуд, ставим стент – и нет инфаркта. Это очень эффективно. Больного выписывают через 10 дней! Но эту экстренную службу мы только начинаем осваивать.

– А что раньше мешало освоить все эти методы? Недостаток финансирования? Кадров?

– Тут комплекс проблем: отделение нужно было создать, оборудование очень дорогое, миллионами исчисляется, плюс подготовка кадров. Но все это мы сделали за последние годы в условиях тяжелейшего экономического кризиса. Просто была конкретная кардиологическая программа. На днях у меня был Петр Запорожец – председатель Постоянной комиссии Верховной Рады Крыма по социальным вопросам, здравоохранению и делам ветеранов. Он запросил данные по инфаркту, чтобы провести через парламент новую программу по кардиологии. Акцент делается на кардиологическую помощь больным в селе, глубинке. Ведь там ситуация хуже. Там нет ни диагностической аппаратуры, ни кадров, семейных врачей мы только начали готовить, а им нужно знать около 20 специальностей!

– Какие операции пока не делают в Крыму?
– Мы еще не делаем абляцию, или деструкцию, аритмогенных зон, когда вводится электрод и проводится выжигание аритмогенного очага, он уничтожается. А не делаем мы эту операцию потому, что нужно дорогое оборудование. Приходится посылать больных либо в Киев, либо в Одессу. Хотя на будущее планируем, если будет программа по развитию кардиологической службы. Программы обычно хорошо финансируются, а тех текущих бюджетных средств, что выделяются, хватает только для поддержания существования кардиодислужбы. В программу же можно заложить приобретение каких-то аппаратов. Например, было бы неплохо приобрести систему для проведения аритмогенной деструкции. Это нужно. Если мы начнем делать деструкцию в Крыму, тогда у нас будет практически весь спектр кардиохирургических операций.

– А насколько доступны операции, проводимые у нас? Это дешевле, чем в других украинских клиниках?
– Конечно доступны! Здесь дешевле.

– Детей в Крыму, к сожалению, не оперируют. Но хотя бы есть планы делать это?
– Нет. Мы всех детей посылаем в профильный институт детской кардиохирургии в Киеве. Он финансируется хорошо. А у нас с этим туго, сохранить бы то, что есть, развивать. Нужно увеличивать количество операций, связанных с искусственным кровообращением, нужны расходные материалы. В кардиодиспансере всего не хватает: и диагностического оборудования, и УЗИ, и велоэргометров, обычных кардиографов, дефибрилляторов, кардиомониторных систем. Все выходит из строя, а пополнения нет. Однозначно нужна новая программа по дальнейшему развитию республиканской кардиологической службы.

Важно знать

Если у вас часто повышается давление (более 85*130), мучают боли в районе груди, одышка, замирает или, наоборот, бешено колотится сердце, стоит обратиться в кардиодиспансер по адресу: г. Симферополь, ул. Гагарина, 15а. Здесь проведут диагностику, назначат адекватное лечение, направят, если это нужно, на операцию в отделение инвазивной кардиохирургии больницы им. Семашко (стентирование сосудов, баллонная дилатация, аортокоронарное шунтирование, протезирование клапанов).