Подеремся, анекдоты потравим, подеремся...

В Верховной Раде меняются люди, но традиции во многом остаются прежними

Как говорил великий Сергей Есенин: «Лицом к лицу – лица не увидать, большое видится на расстоянии…» Вот именно так и стоит посмотреть на прошедшую первую неделю работы нового парламента – без эмоций и первых впечатлений. И такой подход к услышанному и увиденному за эти два (!) дня позволяет внимательным избирателям уже сейчас предъявить претензии, а аналитикам указать на проблемы игроков.

Собственно, парадокс получается. Народные депутаты Табаловы – Александр и Андрей (отец и сын, если кто не знает еще) – финансировали кампанию оппозиции, причем финансовые отношения их с партией «Фронт Змiн» и лично Арсением Яценюком тянутся намного более продолжительное время, нежели баталии уходящего года. Более того, эти двое граждан взяли на себя обязательство нести организационную и финансовую нагрузку по кампании в целом регионе, и, если обратиться к результатам выборов на Кировоградщине, выполнили задание центрального штаба, опередив Партию Регионов на 6% и победив на одном мажоритарном округе. Ну, на что сил хватило, то и сделали. А вот когда еще до выборов оставалось всего несколько дней, им якобы была дана команда из Киева: мы тут, дескать, договорились, идите-ка к губернатору и договаривайтесь. В итоге: оба оппозиционера возмутились и решили не вступать во фракцию «Батькiвщини» еще до оглашения результатов выборов. 

Собственно, почему мы уделяем этому сюжету столько внимания? Потому что изложенная версия событий передана со слов старшего из Табаловых в прямом эфире одного из телешоу в минувшую пятницу. Нельзя сказать, что депутат выглядел супер-убедительно, но и не «плыл» от каждого провокационного вопроса. А главное – озвученная им информация приоткрывает важные подробности договоренностей наших политиков «позаочи». Самое странное: внятного опровержения заявлений Табалова со стороны оппозиционеров не последовало, а это, в свою очередь, вызывает все больше и больше вопросов. Потому как становится ясным, что место договоренностям было.

Как не вспомнить скандалы на ряде округов: с милицией, криками, драками и прочим беспределом, которые потом в одночасье прекратились, а на пяти округах были объявлены перевыборы? А на 11-м округе в Винницкой области оппозиционеры, «помахав кулаками», как-то странно затихли и признали победу человека Петра Порошенко Александра Домбровского. Самый классический пример такой вот двойной морали дал нам 194-й округ на Черкащине, где оппозиционер Николай Булатецкий убедительно опередил самовыдвиженку от бизнес-кругов Валентину Жуковскую (кто сомневается – смотрите сайт ЦИК, там все ясно). Но отчего-то перевес в 12 (!) тысяч голосов оказался достаточным для объявления «невозможности установить результаты выборов». И как-то опять-таки Арсений Петрович и сотоварищи молчат. Вот послушать бы реально господина Булатецкого, глядишь, пролил бы он свет на многое. Потому как если сказанное Табаловым-старшим правда, то король действительно не совсем одет, а появление хотя бы еще пары подобных заявлений превратит президентские амбиции Яценюка в груду политического пепла. И, скажем прямо, ничего личного, даже Табалов признал – уважаю я Арсения Петровича, но заложник он своих «более ловких» заместителей. А раз так, то напоминает это все одну старую историю десятилетней давности: про блок «Наша Украина» и Виктора Ющенко, которого его «заместители» предали неоднократно и можно даже сказать в изощренных формах.

Но у оппонентов оппозиции тоже не без проблем. Во-первых, нельзя не признать: прошедшие кандидаты на высшие посты в государстве – и Владимир Рыбак, и Николай Азаров – люди проверенные, надежные и предсказуемые. Но хотя бы и по возрасту нельзя не признать очевидное: это люди прошлого, а не будущего страны. Да, наверное, в сложившейся ситуации это был единственно правильный выбор. Но ведь осознание этого не отменяет сложностей с реальным резервом на «скамейке запасных». Конституция делегирует большую компетенцию в этом смысле президенту, а значит задачей президента в ближайшие месяцы станет подтверждение безальтернативности благословленных им кандидатур.

И отставка первого вице-премьера Валерия Хорошковского – симптом, и симптом знаковый. Сложно судить, какие взаимоотношения сложились у чиновника с премьером Азаровым. Но причина отставки имела внятное имя и фамилию: Хорошковский не захотел работать под руководством вновь назначенного главы исполнительной власти. И хотя этот демарш всего лишь политическое оформление отставки Хорошковского (он-то был отставлен автоматически еще 3 декабря со всем правительством), последствия его могут повлиять на дальнейший политический расклад в стране. Дело в том, что Валерий Иванович уже как-то раз в 2004-м уходил из правительства сам, и тоже со скандалом, связанным с «недовольством Азаровым». Но ему удавалось вернуться, причем сохранить за собой и влияние, и связи, и значительный финансовый и медиа-вес. А значит, не появляется ли у нас на глазах новая политическая единица? И не являемся ли мы свидетелями первой публичной демонстрации несогласия элит за время президентства Виктора Януковича?

Что же до «Свободы», то и здесь все увидели, что не так уж «кулаки оппозиции» принципиальны. Когда надо – нахамят и подерутся, а без софитов стоят себе и мирно беседуют с теми, кого недавно были готовы разорвать на куски. Нет, ну странно, согласитесь? И все эти объяснения, все эти отговорки – не надоели ли они уже нам? То, что кроме бойцовских качеств «Свобода» не продемонстрировала пока ровным счетом ничего, – это факт. Вы скажете: так всего же два заседания прошло, и будете отчасти правы. Но ведь вопрос можно поставить и по-другому: а что может «Свобода» показать еще? Судя по услышанному на всяких разных дебатах, немного. И хотя дань принципиальности соратникам Олега Тягнибока стоит отдать, но от их «работы» пока что складывается впечатление «испорченного застолья»: эти люди, наделенные доверием сограждан, тратят его на откровенное хамство, брань и мордобой. Когда же речь заходит о собственно законотворческой деятельности, то все в основном крутится вокруг введения графы «национальность» в паспортах, отмены крымской автономии, запрета абортов и прочих подобных лозунгов. Во всяком случае, для очень большой части страны «Свобода» остается обычной правоэкстремистской группировкой. И шагов навстречу такие политики, очевидно, делать не хотят. Да и не считают нужным.

Конечно же, есть что сказать и коммунистам. Во всяком случае, их голосование за все подряд в обмен на должность первого вице-спикера для Игоря Калетника показатель, собственно говоря, высокого «идейного уровня» целой политической силы. Можно, конечно, сколько угодно упражняться в словесном «вихре», но суть остается прежней: коммунисты, как всегда, немножко беременны: критикуя Кабмин, голосуют за остающегося премьер-министра. Или, может быть, мы чего-то не понимаем или не знаем?

Александр Севастьянов
На фото: 13 декабря. «Свободовцы» Андрей Мохник и Руслан Кошулинский через полчаса после драки в сессионном зале с «регионалами» Нестором Шуфричем и Эльбрусом Тадеевым: бойцы вспоминают…