Нам всем нельзя стрелять в свое прошлое

Иначе не построить нормального будущего

В минувшую субботу страна отметила черную дату 80-летия голодомора. И снова все мы оказались перед выбором: как отнестись к событиям прошлого, которые для нас по сути остаются живыми только по рассказам единиц оставшихся очевидцев. Что должны делать все мы в такие дни? И есть ли какое-то лекарство, которое могло хотя бы притупить боль от этой всеобщей национальной раны?

Проблема голодомора и его оценки неактуальна уже шесть лет. Потому как именно в эти дни в 2006 году был принят Закон Украины, согласно которому искусственный голод 1932-1933 годов был признан геноцидом украинского народа, а отрицание его факта влечет за собой определенные административные последствия. Хотя споры о событиях начала 30-х годов не утихают. Да и – будем честны перед собой – не утихнут еще пару десятков лет.

Говорят, что любую трагедию можно предотвратить. И голод в 1932-1933-м не был неизбежен. Просто власти СССР решили, что есть разные сорта людей. И одни – рабочие в городах – должны выжить на «стройках коммунизма», а крестьяне – что ж, могут умереть. И сегодня, когда отрицающие факт голодомора пытаются сослаться на необходимость условий развития страны и прочее, они должны представить себя на месте тех, у кого отбирали хлеб. Именно отбирали, не позволяя сохранить хотя бы малую толику на посев.

Конечно, голодомора можно было избежать. История хоть и не терпит сослагательного наклонения, но зато знает о долготерпении нашего народа. Говоря «нашего», надо понимать и украинцев, и русских, и белорусов, и казахов, и татар… Всех тех, кто становился в прошлом веке жертвой власти – в данном случае советской.

Крым не знал голода в 1932-1933-м. Люди старались бежать сюда, но их насильно возвращали, убивали, не пускали. Зато Крым знал голод 1921-1923 годов, не менее значимый для дальнейшего развития региона. Потому что как и тогда, так и чуть позже людей уничтожали просто по политическим мотивам, примешивая сюда, кстати, и национальные отношения. Поэтому для Крыма тема голода – не чуждая и не лишняя. Показное равнодушие большинства еще не повод думать, что можно пройти мимо, сделать вид, что это нас не касается, и уж тем более не закатывать глаза в очередном приступе: «Ну вот, опять они об этом…» А ведь это совсем недавно было – когда тема голодомора встала перед всеми нами в своем огромном масштабе. Масштабе трагедии и преступления.

Конечно, все боятся политических последствий и спекуляций, а были на этой теме и они. И конечно же, кому-то сложно убедить себя, что за желанием напоминать и рассказывать правду о голодоморе не стоит обыкновенный политический расчет или попытки кого-то в очередной раз ужалить. Да, думать так – вот снова замышляют что-то против России – это выгоднее, проще и… привычнее. Посмотреть же истории в глаза, посмотреть и признать, что не так уж давно были у нас времена варварской жестокости по отношению к человеку, – это для нас еще непозволительная роскошь? Ведь если так, это означает только то, что еще сидит в нас тот самый «сталин», которого вынести из мавзолея нашего сознания действительно не так-то просто.

И не надо думать, что с памятью можно заключить сделку. Тех, кого история ничему не учит, она обычно проучивает. И стрелять, плевать или стараться замолчать прошлое – один из таких моментов. Поэтому День памяти жертв голодомора – это возможность всем нам еще раз сказать друг другу «прости», вспомнить о тех миллионах людей, которые могли бы быть сегодня нашими отцами и матерями, нашими друзьями и соседями, людей, от которых явно в мире могло бы быть куда больше добра, чем зла. Но именно из-за голодомора их сегодня нет с нами, потому что они не родились. Что это как не геноцид, причем не одного народа?

…Корни автора – с Волги, с Саратовщины. Перед самым началом голода просто чудом мой 16-летний дед был вывезен под Ленинград, и это спасло ему жизнь. А его мать и сестры погибли там, на Волге. Не помнить их – значит не помнить самих себя. И поэтому День памяти жертв голодомора – это день памяти для всех нас, день, без которого нам не обрести своей истории и не стать ее достойными наследниками.

На фото: Киев, парк Славы. Перед монументом «Свеча памяти», установленном в память жертв голодомора, стоит небольшая скульптура девочки, трогательно прижимающей к груди колоски пшеницы.


Александр Севастьянов

Фото ukraine.foto.org.ua