Первоклассный взгляд на школу

«редакция» спросила у первоклашек, как изменилось их отношение к учебе к концу их первого семестра

Близится к концу первое школьное полугодие, или, как сейчас принято говорить, семестр. Мы решили поговорить с малышами, которые в этом году пошли в первый класс. Изменилось ли за это время их отношение к школе, сохранилось ли желание (или нежелание) учиться? Да и вообще: нравится ли ходить в школу?

Симферопольскую среднюю школу №24 мы выбрали наобум, но оказалось, что она не только специализированная, с немецким уклоном, но и почти образцовая. Тепло, светло, стены покрашены, туалетом не благоухает. Начальная школа в отдельном здании со своим спортзалом, все малыши наперебой здороваются, а 1-А, куда нас пригласили, с готовностью отвечает на вопросы.

Кто хотел идти в школу?

На этот вопрос – лес рук. Всего два-три ученика не спешат поддержать общее настроение. И действительно, школа воспринимается в нежном возрасте как этап взросления, как правило, о школе мечтают. Правда, моя ялтинская племянница Александра в школу идти категорически не хотела. Любительница животного мира, а особенно земноводных и пресмыкающихся, которых знает назубок, она предусмотрительно опасалась, что жить по расписанию будет трудно. Сейчас Александра в третьем классе, уже привыкла и научилась подчиняться.

Это очень важный момент: как не отбить в детях природную любознательность, задавив дисциплинарным прессом? Классный руководитель «1-А» Ирина Обидченко в 24-й школе девятый год, до этого десять лет учила в Черноморском. Ее секрет работы с первоклашками прост:

– Детям должно быть комфортно – и в школе, и в классе. И самое главное для меня – это улыбка. Когда прихожу в класс, улыбаюсь, и дети в ответ позитивно реагируют. Я считаю, что школа это не место, где зарабатывают деньги. И здесь место только тем, кто действительно любит свою работу. Можно окончить институт с красным дипломом, обладать всеми методиками и… не уметь учить. И устаем, и зарплата невысокая, но сюда приходишь… Я, например, на каникулах скучаю. Вот мои ребятишки пришли в первый класс: не знали, как сидеть, как ручку держать, как записать пример, – а в четвертом классе они пишут мне сочинения. Я вижу результат своего труда.

Что самое трудное в школе?

Это вопрос уже не к учителю, а к малышам. Ведь их-то мы и пришли интервьюировать. Но делать это непросто, когда тридцать первоклашек с горящими глазами начинают наперебой отвечать. Оказалось, главная проблема для школьных новобранцев – рано вставать. Уроки начинаются в восемь утра, но прийти нужно на 5-10 минут раньше. Школа специализированная, и в ней обучаются дети из разных районов города, поэтому некоторым приходится просыпаться в половине седьмого. Еще одна жалоба: устаем – целых тридцать минут высидеть! А уроков – по пять-шесть. И побегать, как следует, не дают: на перемене дежурят «старшеклассники» и контролируют поведение. Директор школы Людмила Апостолова поясняет: старшеклассниками дети называют учеников третьих-четвертых классов, которые дежурят в вестибюлях. Подросткам сюда вход запрещен – нечего малышей пугать.

А еще Людмила Валентиновна рассказала, что в первый класс их школы можно попасть только по конкурсу. Существуют правила приема, утвержденные Министерством образования и науки Украины: комиссия проверяет память ребенка, его способность к языкам. С этого года у первоклассников помимо немецкого – английский. Это коллективное желание родителей, а дети и рады. Это выяснилось в ходе обсуждения еще одного вопроса.

Что больше всего нравится в школе?

Первоклассник Бенно Браузеветтер в красном рождественском колпачке с помпоном, который в другой бы школе заставили снять, тянет руку. «Не жарко в шапке? – Нет!»

– Я пришел в школу, чтобы научиться новым языкам, немецкому, английскому. Чтобы уметь на них разговаривать.

– Наверное, дипломатом хочешь стать?
– Нет, пожарником!

И Бенно тут же демонстрирует, как он будет орудовать пожарным шлангом. «А я люблю примеры решать! А мне нравится писать!», – наперебой кричат дети. Самый юный первоклассник Андрей Живица отмалчивается. Он пошел в школу в 5 лет, и день рождения отметил буквально на днях.

– А ты ничего не хочешь сказать?
– Нет.

– А кем хочешь стать?
– Палеонтологом, – без запинки отвечает будущий ученый. – Это наука, которая изучает кости динозавров. Я сейчас про это книгу читаю.

Неожиданно его соседка по парте Катя Святцева расплакалась: «Вы всех спрашиваете, а меня нет». Да, с детьми не соскучишься… Проходит несколько секунд, слезы вытерты, и Катя берет слово:

– Я люблю школу, потому что здесь можно учить английский и немецкий. Я хочу рассказать алфавит по-немецки: А, В, С…

Ну что ж, школа всегда была и останется средоточием не только знаний, но и сложных взаимоотношений. Между учителями и детьми, их родителями. Осторожно интересуемся у директора, как удается разрешать конфликты.

– У нас принято так: если родителей что-либо беспокоит, они идут на разговор ко мне, к завучу. Маленькие дети часто друг на друга обижаются, но одного – в одну сторону, другого – в другую: и все, успокоились. Конечно, учитель должен за этим следить. Сейчас очень сильна межшкольная конкуренция, поэтому мы стараемся, чтобы наша школа нравилась.

Нам она понравилась, но за парту уже не тянет. Всему свое время.

Мемуары недавней выпускницы

Даша Самсонова окончила одну из симферопольских школ три года назад, сейчас студентка филфака, но свои впечатления от первой учительницы и учебе помнит до сих пор. Правда, вспоминает со смехом. Может быть, нервным?

– У нас учительница любила детям мылить рот. Если кто-нибудь жаловался на обзывания и дразнилки, она брала мыло и намыливала. Но она какая-то больная была, у нее лицо перекошенное было. А во втором классе пришла другая, так она линейкой била или об стенку могла стукнуть. Мы ее все боялись и ненавидели.

А мама Даши запомнила эти годы с другой стороны. Дочка училась в конце 90-х, и главное слово первой учительницы было: «Дайте!» Денег, мела, туалетной бумаги…

Может, такие учителя остались в прошлом?

На фото: в 1-А классе тридцать учеников. Все, как один, готовы ответить на вопрос, кто и почему любит Новый год.