А был ли мальчик? Или кто пришел к «девочке» в полнолуние зимой с подснежниками?

В Крымском русском театре состоялась премьера мистической мелодрамы, где зрители сами решают, существовал герой на самом деле или нет

Вечер, 14 февраля, полнолуние. В комнате с уютно горящим камином появляются двое. Обаятельная, нарядно одетая женщина стеснительно осматривается в незнакомом месте и не выпускает из рук сумочку, словно боится, что ей придется убегать... А вот мужчина, напротив, вполне спокоен и уверен в себе: разливает вино, сыплет комплиментами, шутит. По всему видно, что он рассчитывает на более интимное продолжение ресторанного знакомства. Вскоре дама уходит «припудрить носик», а галантный кавалер вдруг подсыпает в ее бокал белый порошок...

«Ага, все понятно, этот негодяй решил усыпить легкую добычу на случай, если она неожиданно закапризничает», – размышляет зритель. И ведь нет! Напрягшуюся в ожидании публику сражают: эти люди, оказывается, давно женаты и решили разнообразить отношения. Тогда причем здесь снотворное? Просто «любящий» муж рвется в объятия молодой любовницы, а бодрствующая благоверная со своими сентиментальными поползновениями, разумеется, мешает (вот уж действительно: «Меняю сорокалетнюю жену на две по двадцать»). Однако она, словно заподозрив неладное, не спешит допивать свое бордо.

Так интригующе начинается премьерный спектакль «Любовь как приговор» в Крымском академическом русском драматическом театре имени Горького. Поставленный по пьесе современного одесского драматурга Александра Марданя «Ночь святого Валентина», он гармонично сочетает в себе две «М»: мелодраму и мистику, что для театра в новинку. А еще присутствует увлекательная детективная линия.

Кстати, оригинальное название подходит куда больше – и не только из-за того, что сюжет разворачивается в День влюбленных: третьего героя зовут Валентин. В красивом костюме, высокий, статный, с посеребренными сединой волосами, он, едва часы пробили 12, появляется на пороге дома той самой женщины и дарит ей букетик подснежников, за которыми она, грезя о маленьком зимнем чуде, отправила неверного супруга!

Лишь сейчас, в ореоле искренней романтичности, выясняется ее имя – Александра. Они учились в параллельных классах, а потом их пути разошлись. На 25 лет. И все эти годы Валя беспрестанно думал о ней, горя желанием встретиться. Сбылось. Теперь у них есть целая ночь, чтобы вдоволь наговориться. Он, наконец-то, признается Саше в любви, зовет с собой, а она, терзаемая одиночеством в собственном доме, привыкшая к мужниному равнодушию, с наслаждением отогревается в тепле его слов, мечтательно вздыхает и... не решается вот так внезапно выпорхнуть из золотой клетки.

В какой-то момент Валентин теряет самообладание, набрасывается на нее, но вовремя останавливается. Падает на колени, кладет голову на пуфик, как на плаху: «Отруби мне ее, легче станет».

...Наверное, уместно сказать о неодинаковой реакции публики на столь драматический момент. С одной стороны от меня сидела девушка, которая тихонечко всхлипывала, пряча лицо в ладони, а с другой – дедушка, который в полной тишине небольшого помещения (спектакль шел на Камерной сцене) умудрился достаточно громко буркнуть, обращаясь к героине: «Да отруби ты уже!» После этого, конечно, многие засмеялись...

Очень нетривиальная, захватывающая, эмоционально сильная постановка. Правда, еще задолго до финала я заподозрила, что Валентин... скорее мертв, чем жив (может, интуиция?). Впрочем, концовка все равно неоднозначная: ее построили таким образом, что зритель должен сам решить, счастливая она или нет, сверхъестественная или обычно бытовая.

Лично мне ближе трагическая развязка, тогда как режиссер, сыгравший вдобавок мужа-изменника, народный артист Украины Анатолий Бондаренко склоняется к хэппи-энду. На вопрос, чем его привлекла эта пьеса, не характерная для русского театра, отвечает лаконично:
– Меня поразил Валентин: он любил Александру со школьной скамьи, невзирая на то, что сам был женат!

Такие роли, добавляет Анатолий Александрович, выпадают крайне редко, поэтому не удивительно, что актеры – заслуженные артисты Украины Людмила Юрова и Сергей Ющук – работали с особенным интересом и удовольствием.

На фото: Валентин пришел к Александре через 25 лет, чтобы признаться в любви (на фото заслуженные артисты Украины Сергей Ющук и Людмила Юрова).

Фото из архива театра