Центростремительные и центробежные

В украинской политике за полгода до выборов проявляются две ключевые тенденции
 
Тринадцатый – объединительный – съезд Партии регионов, прошедший в Киеве 17 марта, наглядно показал: партия власти умеет вовремя сориентироваться в политических и экономических реалиях и сделать соответствующие выводы. Предвыборная обстановка, конечно, сказывается на действиях всех политиков, однако эти действия могут быть как взвешенными, так и явно поспешными, а иногда – провокационными. Последние на прошедшей неделе стали характерными для оппозиции. Итак, имеем ли мы за семь месяцев до выборов прогнозируемый их сценарий? И чего при этом ждать избирателям?
 
На единой платформе
Любого политика, которому приходится идти на объединение с более сильным партнером, можно по-человечески понять. Потому как необходимость такого выбора – с одной стороны, имеет объективную мотивацию, а с другой – необходим значительный личный авторитет, а главное – веские аргументы для своих соратников. Потому как, если говорить о политических партиях как о серьезных объединениях, то «резать по живому» – не всегда лучший выход. И, уверены, Сергей Тигипко это понимал. Ведь политик он опытный и не в первый раз стоит у руля партийного проекта. Но есть и реалии, которые заставляют делать выбор.
 
Было ли трудно Сергею Леонидовичу? Конечно, да. Ведь «Сильная Украина» (СУ), созданная на волне успешной президентской кампании Тигипко в 2009-м, стала реальной и заметной политической силой. Да, последовательная реформаторская работа ее лидера в правительстве значительно ослабили ее электоральные возможности (реальный рейтинг СУ сейчас вряд ли объективно больше 4%), но при этом партия не стала ни «диванной», ни «карманной», ни «мертвой». К чести Тигипко стоит отнести и то, что он позволил провести внутреннюю дискуссию, а все несогласные с объединением смогли уйти и найти себе место в других проектах. Но основной костяк партии, в том числе успешные региональные лидеры бизнеса и управления, остался с лидером. И 17 марта пополнил ряды «бело-синих».
 
Однозначно, союз СУ и ПР – взаимовыгодный и логичный. Самое важное, во всяком случае, это бросается в глаза – это не союз одной части власти с другой, это скорее – призыв во власть или к сотрудничеству с властью нового поколения тех, кто готов взять на себя ответственность. И то, что кадровые предложения Сергея Тигипко уже реализуются на уровне областей – свидетельство не только выполнения политических обязательств, но и готовности «регионалов» делиться властью, а значит, делиться ответственностью.
 
С другой стороны, сам Сергей Тигипко отметил, выступая на съезде, что в партии должна быть внутренняя конкуренция, без нее партия не сможет развиваться, а значит, станет проигрывать. То, что такие слова произносятся именно на съезде партии власти, тоже хороший знак: значит, самоуспокоения перед выборами все-таки нет. А это в наше время дорогого стоит.
 
В принципе, стоит отметить и еще одну тенденцию, связанную с объединением ПР и СУ. Объединительных процессов в украинской политике за последние годы произошло не так уж и много. И носили они скорее количественный, нежели качественный характер. И главное, почти никогда такие объединения не оправдывали постфактум надежды избирателей. Яркий пример: блок «НУ-НС», на сегодняшний день существующий только как фракция в парламенте, и то, не проводящая своих заседаний. В последнее время (и съезд 17 марта – это самое весомое и заметное в этом отношении событие) политики, кажется, поняли значение именно качества объединения. Когда главное – не победа на выборах ради победы, а важны общие цели, методы их достижения, и члены команды не держат «камня за пазухой».
Такие объединения порождают в Украине действительно идеологические, настоящие партии. В «центре» политического поля эту роль однозначно за собой закрепила правящая «Партия регионов», на правом фланге идет концентрация либеральных сил вокруг «Фронта змин», а национал-демократов – вокруг «Нашей Украины». На левом фланге аналогичные объединительные процессы характерны вокруг «Объединенных левых» и Социалистической партии. В принципе, без реальных политических партий не живет ни одна нормальная страна в мире. Вполне возможно, что мы наконец-то наблюдаем их создание и в Украине.
 
Вытолкнули из строя
Наталья Королевская – политик и депутат нового поколения. Ей 36 лет, она родом из Луганской области, говорит на русском языке, некоторое время успешно занималась бизнесом (выпускала мороженое), на просторах родной Луганщины считается «олигархом». В свое время связала свою политическую судьбу с БЮТ, и, наверное, так и оставалась подающей надежды политической «звездочкой». Но за нее ее политическую судьбу на минувшей неделе решили совсем другие люди.
 
Надо сказать, что БЮТ-«Батькивщина» (БЮТ-Б) сейчас – это не тот монолитный блок. Сегодня это объединение нескольких политико-финансовых групп, которые в прошлом в разной степени влияли на Тимошенко и обеспечивали те или иные направления деятельности «бело-сердечных». В этом отношении Королевская была в какой-то степени находкой для БЮТа. Кроме вышеперечисленных ее неоспоримых достоинств «в масть» шло ее географическое происхождение и, конечно же, финансовые возможности. Как-никак, но в той же Луганской области именно благодаря усилиям Королевской был сформирован, пусть и ограниченный, но стойкий электоральный плацдарм БЮТ.
 
Собственно, проблемы начались у Натальи Юрьевны, когда посадили Юлию Владимировну. К руководству БЮТ-Б пришли Александр Турчинов и Андрей Кожемякин, со своим видением тактики и стратегии. Наличие еще одного узнаваемого, а главное, явно привлекательного лица Королевской, явно не входило в планы новых руководителей оппозиционной партии. И началась кулуарная борьба. В отсутствии руководителя (то есть Тимошенко) ее вести куда проще. Да и сама Наталья Юрьевна явно почувствовала, что засиделась на вторых ролях, что время само неуклонно подталкивает ее на авансцену.
 
И она на нее вышла – возглавила одну из партий, входящих в БЮТ – Украинскую социал-демократическую партию, наняла штаб пиарщиков, консультантов, разместила в ряде газет явно заказные материалы о себе хорошей, прописалась в студии Савика Шустера на Первом национальном. В плане практических действий: осенью руководила активностью предпринимателей и чернобыльцев под стенами Верховной Рады (это когда забор ломали) и представила программу «народных реформ» (ну, тут лучше промолчим). И конечно, с таким багажом за несколько месяцев до выборов стала неугодна, а точнее – неудобна. Потому как явно могла претендовать если не на замену Тимошенко, то на место в первой пятерке БЮТ-Б, и явно это место не было бы пятым.
 
В итоге – Турчинову и Кожемякину это все надоело и они объявили Королевскую агентом Администрации Президента, исключили ее из фракции, а всю партию УСДП – из БЮТ. Как говорится, выплеснули дитя вместе с водой.
 
Кому будет хуже от таких действий? Уж точно не Королевской – ей теперь совершенно не нужно оглядываться на БЮТ и на Тимошенко, финансового ресурса для раскрутки явно хватает, а на пару мажоритарных округов вполне может хватить и для победы. А вот для БЮТ-Б и всей оппозиции – это урок. О том, что кадрами разбрасываться не надо (это к тем же Турчинову и Кожемякину), и что не стоит окружать себя явно одиозными личностями (это уже – к Арсению Яценюку). А то перспективы могут стать не столь оптимистичными.
 
Николай Карпов