Наследники готов: жизнь на склоне

«редакция» побывала в селе Нагорное (Махульдур) и убедилась: рушится сказочный уголок крымской истории и культуры. Но дома, построенные по многовековой технологии готов, еще понятно как отстроить...

Село Махульдур с 1944 года называется Нагорное. Расположено в Бахчисарайском районе под горой Бойко, в верховьях реки Бельбек. Газа нет, школа отсутствует, нет даже магазина. Зато в наличии великолепный пейзаж со старинными домами, который вдохновляет толпы художников. Сказочные виды портит повсеместная разруха, и появляется мысль, что архитектурные красоты вскоре могут остаться только на полотнах живописцев.


Село Нагорное найти легко, только проехать по нему сложно. Крутая грунтовая дорога со скальными выходами породы кольцами взбирается вверх. Место остановки – площадка перед остовом магазина. Капитальное здание из тесаного камня стоит без крыши, окон и дверей. Теперь люди даже за хлебом ходят за километр, в соседнее село Богатырь. Школа, детсад, амбулатория, церковь – в селе Голубинка. Это еще дальше.

Население: в 2012-м меньше, чем в 1805-м

По данным Зеленовского поссовета, в Нагорном живет 104 человека. Начиная с 1805 года, когда впервые зафиксировали количество народонаселения в селе (115 человек), это самый низкий показатель.

Мимо на маленьком «самопальном» открытом авто проезжают местные жители. Лица водителя и двух ребят нахмурены: наверное, думают, понаехали… Здесь каждый чужак бросается в глаза. На нашу удачу, встречаем Алие Юсупову. Девушка охотно рассказывает о селе:

– Живут в основном старики. Молодежи практически не осталось, я тут одна, сестренка у меня и еще девчонка в нижнем поселке. И все, из девчонок никого больше нет. Мы в 90-м году из Ташкента сюда приехали, мне тогда три годика было.

Живет она рядом. Каменный дом возводили сами, по всей видимости, на старом фундаменте. Вода из каптажа, следят за ним сами. Ухоженный огородик с капустой, курочки, под навесом маленький автомобильчик, переделанный, похоже, из «Москвича» под крутые сельские дорожки. Кормятся со своего огорода: картофель, помидоры. Собака Рублик крутится у ног. Выходит мама Алие – Шефиха Юсупова. Она рассказывает, что выбрали это село, потому что только на него и хватило денег после продажи двухкомнатной квартиры в Ташкенте.

– У мужа родители живут в Голубинке, мы даже там не смогли купить жилье, поэтому сюда приехали. Он захотел быть поближе к родителям. Скотину мы не держим, не получается по деньгам. Я, как сюда переехали, не работаю. То дети маленькие были, у меня трое, то бабушку досматривала… С работой здесь проблема. Дом престарелых есть в Соколином, многие туда ездят на работу. Но если снегом занесет, то и не выедешь. Село хорошее, а сейчас как бы вымирает: дети продают дома родителей и уезжают.

Подходит сосед Юсуповых, Евгений Матейкович. Рабочая одежда в земле – хозяйством занимается: корова, куры, пчелы. Он один из немногих, кто здесь родился. Евгению 59 лет, работал на Счастливенском водохранилище сначала постовым милиционером, потом командиром взвода. Сейчас на пенсии. Он немногословен, о жизни села говорит: «Художники стадами ходят».

А у Надежды Герасименко, которая переехала в Нагорное четверть века назад, внучка художник-иконописец, с гордостью рассказывает женщина.

– Ее зовут Катя Реут, она училась в Симферопольском художественном училище, а сейчас пишет иконы для Троице-Сергиевской лавры в Загорском под Москвой. Она тут выросла, в Нагорном. Бывало откроем окно и любуемся звездами. Теперь Катя говорит: «Хочу только сюда, тут жить и писать».

Надежда родом из Кривого Рога, жить в Крыму, в горной местности посоветовали врачи, она сильно болела. Теперь ей – 75, но выглядит она значительно моложе.

– Я считаю, что это от работы, потому что не ленюсь. Работаю и работаю, а движение –жизнь, говорят.

Домик у нее характерный для этой местности: двухъярусный, с черепичной крышей. Хозяйка стеснительно говорит: «Сейчас здесь все страшненькое. Дом весь течет, не ремонтируем, ничего не делаем, а оно же убывает…»


История с архитектурой

Убывает Махульдур, как минимум, последние веков десять. Точная дата его основания неизвестна. В отличие от соседнего села Богатырь или Соколиного его отдельно не изучали. Но некоторые общие сведения можно отыскать. В средние века село, как и вся округа, принадлежали княжеству Феодоро, которое также называют Крымской Готией, по тогдашнему населению – готам. После 1475 года, когда княжество перестало существовать, пришли османы. В 1778 году незадолго до присоединения Крыма крымских христиан переселили в Приазовье. Историки отмечают, что основную их массу составляли крымские греки, с которыми готы к тому времени, по всей видимости, смешались. В числе переселенцев были и жители Махульдура. Позже село заселили крымские татары...

Далее индивидуальных особенностей в истории села не прослеживается. И все же Махульдур уникален. Это единственное место в Крыму, где исторические перипетии закреплены в архитектуре: дома здесь до сих пор отчетливо хранят отпечаток времени эпохи Феодоро. Об этом нам рассказал архитектор и художник Александр Крапко. Именно он в середине 90-х «открыл» Нагорное, где нашел неповторимые черты готской культуры.

– Старинные дома, которые еще сохранились в селе, конечно, принадлежали татарам. Но строительная культура относится к средневековью, к Готии. Фундамент и цоколь каменные, выше - деревянная конструкция из мощных дубовых или буковых балок. Она называется фахверк и собрана без единого гвоздя. Этот каркас и был несущей основой здания. Его заполняли сухим глиняным кирпичом – саманом. Кроме того, обязательно на южной стороне делались открытые террасы, если закрытые, то с большими окнами, их тоже можно увидеть в некоторых домах. Это делалось для естественного солнечного обогрева помещения. Северная сторона была без окон, стены более толстые, капитальные. Зимой жилье обогревалось с помощью камина или очага. В общем, у нас в Крыму архитектура какая-то скандинавская...

Александр Петрович объездил всю Бельбекскую долину, был в разных селах, но нигде в таком количестве «готских» домов не нашел. Несколько подобных построек сохранилось в селе Соколиное, единицы – в Плотинном и Многоречье… В Нагорном еще десять лет назад старинных домов было около сорока. Тогда же художник начал их фотографировать и рисовать акварели с этой исчезающей натуры, которая рассыпалась буквально на глазах, застраивалась в современном безликом стиле.

Дома, от которых сегодня остались развалины, еще два-три года назад можно было отреставрировать. Сегодня мы видим лишь развалины, теперь нужно отстраивать заново.

Культура и ее отсутствие


Примерно в то же время другой архитектор, тогда еще студент КАПКС, Ренарт Саранаев вместе с несколькими единомышленниками основал общество «Махульдюр» (тюркский вариант написания). Его цель – развитие эко-этно-туризма, который направлен на сохранение уникального облика селений Бельбекской долины. Идею поддержали крымские власти, даже приняли государственную программу, но денег на нее так и не нашли. Отчасти задуманное удалось воплотить в селе Богатое Ущелье, где Ренарт открыл Этнографический центр, выкупив одну из старинных усадеб. В Нагорном попытка провалилась. Дом, который мог бы тоже стать таким центром, имел сразу четырех хозяев, в том числе из России. Собрать их вместе оказалось невозможным, а теперь этот дом и вовсе развалился.

– И все же я считаю, спасти Нагорное можно, – говорит Ренарт Саранаев. – Прежде всего, должно быть желание самих жителей. Им нужно понять, что, сохранив исторический облик своего села, они обеспечат приток сюда туристов. А это работа, перспектива. Во-вторых, нужна поддержка местной власти. В-третьих, местного бизнеса. К сожалению, предпринимателям проще зарабатывать на туристах на Ай-Петри, чем восстанавливать развалины. Но именно в них – особенная прелесть наших мест, неповторимость, здесь сердце Крыма!

Ренарт рассказал, что старинными селениями интересуются многие, недавно приезжали турки, он возил их по Бахчисарайскому району, но дальше экскурсий дело не идет. Причин много, начиная от бюрократических проволочек и заканчивая непрозрачностью земельных отношений. Два года назад голову Зеленовского сельсовета, в который входит и Нагорное, осудили на 9 лет за крупную взятку и незаконное выделение участка. Сейчас по тем же причинам арестован голова Голубинского поссовета. Кстати, Интернет пестрит объявлениями о продаже земли в Нагорном. Вот замечательный образец: «Земельный участок 1,6 га для видения (орфография сохранена – Авт.) личного крестьянского хозяйства, у подножья горы Бойко. Рядом Большой каньон, ванна молодости, водопад Весенний, шикарный (!) панорамный вид, подъезд асфальт. Свет, вода. Гос акт. 250 уе/сотка». Предложения с домами значительно дороже. Площадь села – 23 гектара, есть где разгуляться.

А между тем, знающие люди рассказали, что в Нагорном москвич выкупил целую улицу с колодцем. Голова Зеленовского сельсовета Виктория Грибкова эту информацию категорически опровергла. По ее словам, журналисты постоянно выискивают что-то негативное.

– Да, в Нагорном продали иностранцам пять домов. А что, это запрещено? Но не целую улицу, это же абсурд! Землю мы вообще не продаем, по закону после покупки домовладения землю сдаем в аренду. Кто покупатели? Я не знаю, фамилии славянские, да, есть москвичи… А вообще мы о селе не забываем. Скоро газ туда проведем, году так в 2015-м.
Планы, как обычно, всегда обширны. На сайте Бахчисарайской райгосадминистрации знакомимся с программой развития культуры района. Они расписаны на 25 страницах. Село Нагорное ни на одной из них не встречается. А вот цитата: «Настоящая Программа нацелена на возрождение и дальнейшее развитие культуры и искусства в сельской местности…, поскольку 92% учреждений культуры Бахчисарайского района находится на селе». В Нагорном-Махульдуре учреждений культуры нет, он сам – часть культуры.

Алена Попова
Фото автора