Подводный город искали 200 лет, а теперь превратят в парк

Античный город Акра, который море 1600 лет назад отобрало у людей, скоро можно будет посетить с аквалангом.

С мая в Крыму, в юго-восточной части Керченского полуострова, близ мыса Такиль и села Набережное начнет работать новый туристический объект — утонувший в Черном море античный город Акра, куда любой желающий сможет совершить подводную экскурсию с аквалангом. 

«редакция» нашла первооткрывателя Акры (сейчас Алексей Куликов работает ученым секретарем Керченского историко-культурного заповедника), который рассказал: как был обнаружен подводный город, и сколько ему заплатило государство за найденные там артефакты.

— Моя мама по профессии была морским биологом, и каждое лето брала меня на керченское побережье, где собирала биологические материалы. Пока она работала, я был предоставлен сам себе. Развлечений, вроде телевидения и компьютеров, тогда не было и лучшего места, чем берег моря я не знал. Море бывало разным: то ласковым и спокойным, когда в прибрежной полосе виден каждый камешек, то беспощадным, выбрасывавшим порванные сети. И там, где еще вчера был песок, проявлялась глина, усыпанная черепками и позеленевшими гильзами времен последней войны…

Это случилось летом 1980-го года, мне было 13 лет. В Москве — Олимпиада и я бегал в ближайший пионерский лагерь смотреть выступления спортсменов по телевизору. Тогда почти целый месяц бушевали сильные штормы и с пересыпи, отделяющей Янышский лиман от Керченского пролива, смыло весь песок, под которым оказались груды камней — остатки древних стен, точно такие же, как я видел на античных городищах! А среди них обломки амфор, бронзовые гвозди, смятые обрывки свинца, зеленые и черные кругляши монет. Через год, вновь приехав с мамой в экспедицию, я отправился на то же место и целенаправленно стал искать монеты, собрав 154 штуки. Некоторые из них были серебряными, а одна золотой. Хорошо помню, как ее нашел: иду по мелководью и вдруг на сером фоне дна вижу ярко-желтый кружок. Сначала подумал: обыкновенная солдатская пуговица, но как только достал, понял, что это монета боспорского царя Котиса, а на обороте — портрет римского императора Адриана в лавровом венке. Бросил поиск, побежал в лагерь, где, вместе с мамой, работали археологи. Все были просто поражены! Золотая античная монета, весом почти восемь граммов! Все монеты я передал в Керченский музей за какую-то, совсем небольшую премию. За золотую монету, помню, дали 125 рублей и на эти деньги я купил свои первые вельветовые джинсы «Монтана».

«Заболев» археологией, я поступил в МГУ на соответствующий факультет. К этому времени, найденные возле Яныша руины идентифицировали, как Акру: начались исследования, были открыты стены, найдена уникальная бронзовая фигурка сидящей сирены, которая теперь хранится в Эрмитаже… А я, закончив вуз с красным дипломом и вернувшись в Керчь, тоже включился в изучение древнего города, участвуя во многих полевых сезонах.

Дмитрий Смирнов

Подробнее читайте в газете