В пост главное – не есть друг друга

Постящиеся крымчане рассказали «Газете»: христианское поведение дается труднее, чем отказ от оливье в новогоднюю ночь

У православных христиан начался Рождественский пост – период, когда верующие в ожидании одного из главных христианских праздников не едят животной пищи и отказываются от большинства развлечений. Мы расспросили постящихся, в чем им труднее всего себя ограничивать и что они в результате обретают.

Интим запрещен, но верующая жена уступит мужу
Людмила Аркадьевна Солодченко работает в симферопольской школе №34. Когда была моложе, преподавала английский и основы православной культуры, теперь тратит все силы, чтобы выработать у детей вкус к чтению. Крестилась она в 50 лет и вот уже девять лет как регулярно посещает храм, исповедуется и соблюдает все посты.

– За все спасибо нашему настоятелю отцу Георгию (она прихожанка храма Святого Иоанна Златоуста – поселок Грэсовский. – Авт.), его молитвам и проповедям, – рассказывает Людмила Аркадьевна. У нее голос матери, читающей сказку на ночь, и манеры потомственной дворянки. – Соблюдать ограничения в еде мне не трудно, я и не гурман. Хотя вот, люблю молочное. Как в пост питаться? В выходные можно рыбку, растительное масло, а со второго по седьмое января – только постное. Но еда и не главное, если сосредоточиться на еде, это будет просто диета. Надо ограничивать себя в мыслях, чтобы ничего плохого не сказать, всех прощать. Телевизор поменьше смотреть, побольше уделять внимания духовному чтению. Я читаю жития святых – это помогает настроить себя на правильный лад. Интимная жизнь? Если муж не воцерковленный, жена должна пойти навстречу.

Людмила Аркадьевна делится ощущениями: сейчас, во время поста, чувствует себя легче, мысли яснее. Ее только немного расстраивает, что новогодние праздники выпадают как раз на самую строгую неделю.

– Но чтобы не разделять семью (она и дочь – воцерковленные, а отец семейства нет. – Авт), сидим за столом. Конечно, никакого шампанского и оливье, на столе только постное. Настоящий Новый год у нас 14 января, а 31-е отмечаем просто как переход из одного времени в другое. Иногда проводим ночь на 31 декабря в храме на ночной службе. Зато уже на Рождество обязательно 12 праздничных блюд, гусь в яблоках...


Резал колбасу и чуть не остался без пальца

Музыкант симферопольской рок-группы «Афронт» Сергей Чупиков пост держит последние три года. Сейчас он находится в монастыре на послушании.

– Тяжелее всего совладать с собой, – признается Сергей. – Мясоедство и близость запрещены и начинается раздражение, недовольство, ропот. Начинаешь «есть» близких. Как с этим борюсь? На все раздражения у меня одно оружие – молитва, прочитаешь десять раз и успокаиваешься. Пост – это не только очищение, но и воспитание себя. Откажись для начала хоть от чего-нибудь, потом откажись еще и от того, чего тебе больше всего хочется.

Сергей отказался от музыки: большой любитель рока и джаза даже в монастыре на послушании ходил в плеере, пока братия не сделала замечания. А теперь плеер положил в дальний ящик. Сыну же запретил играть на компьютере.

– Бунтует, прямо абстиненция какая-то! – смеется Сергей. – Но ничего, больше пользы будет, если ребенка воспитывать в строгости. Вообще знаете, надо прислушиваться к себе: полезно что-то или не полезно, разумно или не разумно. Если в пути у вас нет еды, и вам дали только колбасу, съешьте. А если вы жуете тертую морковочку и висите на порносайтах – это не пост, это кривляние. Я себе в прошлом году в пост хотел отрезать кружочек колбаски и чуть полпальца не оттяпал.

Новый год семья Чупиковых отмечать собирается по старому стилю, 14 января, а на 31-е только нарядят елку «как символ вечной жизни».

– Знаешь, воздержание на пользу, – добавляет Сергей в конце разговора. – Потом и близость с женой в особую радость, и пироги с мясом, что она испекла, необыкновенно вкусные, и вина рюмка тоже.

Справочная «Газеты»

В память о Моисее и заповедях

Рождественский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви, продолжается с 28 ноября по 6 января включительно. Впервые упоминается в источниках VI века, первоначально длился семь дней, а в 1166 году по решению Вселенского патриарха Луки стал сорокадневным. Объяснялось это тем, что таинство Рождества Христова приближается по значению к таинству Воскресения из мертвых, а потому продолжительность и значение Рождественского поста подобны Великому посту, предшествующему Пасхе. Из проповеди митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря узнаем, что «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Соблюдение Рождественского поста в еде относительно несложно. В Типиконе (книга, содержащая устав богослужения) указано, что по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам – пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам – сухоядение (пища только в сыром виде и без масла). Если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба.

В той же книге можно найти более строгий устав, по которому рыбу можно только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в девять дней, когда празднуется память великих святых, (если они придутся на вторник или четверг). Со 2 января рыбу нельзя. Разночтения связаны с наличием двух традиций – студийской и иерусалимской. Иерусалимский устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост, стал господствующим в церкви, но к современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.

Большинство православных не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы. В Сочельник (6 января) поесть можно только раз и без масла, но в этом году масло разрешено, потому что устав отрицает строгий пост в воскресенье.

Полезно знать

Священники-блоггеры о посте: не можешь без масла – смоги без Интернета

Настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов в своем блоге учит паству: главное не перепоститься. Пост разрешается ослаблять кормящим матерям, беременным, тем, у кого работа связана с физическим трудом, заключенным, больным, детям и старикам:
– Богу совсем не угодно ни то, чтобы у нас голова кружилась от голода, ни то, чтобы мы лишались необходимых нашему организму элементов питания. Богу угодно, чтобы мы учились воздержанию.

Клирик храма Казанской иконы Божией Матери Игорь Фомин:
– Если человек умирает от поста, то это грех самоубийства. Поэтому можно выделить для себя: да, я не смогу обходиться без подсолнечного масла, но я зато смогу обходиться без лишней болтовни на работе, без телевизора, без осуждения или участия в недостойных мероприятиях. Я отключу себя от развлекательной части Интернета. Может быть, дам себе задание прочитать какие-то определенные книги…

Игумен православной церкви в Бруклине Сергий Рыбко:
– Нужно чаще всей семьей выбираться в храм, больше молиться, но и все необходимое продолжать делать. Детей кормить, одежду стирать. Ничего хорошего нет в том, когда люди демонстративно отказываются выполнять необходимые дела. Взял тебя работодатель на работу – он ждет от тебя результатов. А если ты начнешь опаздывать и прогуливать, говоря что-то про Праздник или литургию – это совсем неправильно. Можно сходить и на раннюю литургию, а потом прийти вовремя на работу.

На фото: Библиотекарь Людмила Солодченко соблюдает посты последние девять лет: сложнее всего ей строго следить не за питанием, а за собственными мыслями.

Валентина Воробьева
Фото Светланы Борисовской