Союз желаемого и необходимого

Нет ничего более искусного и важного в политике, нежели компромисс

…И на неделе разные политические деятели нам всем это демонстрировали. В разных странах у разных правителей это получалось с разной степенью успеха.

В мире: сила – плюс, благоразумие – минус?

Арабская Республика Египет снова напоминает о себе, и все больше в контексте очередной политической напряженности. Последние две недели там снова неспокойно – новый президент Мохаммед Мурси таки задался целью провести через парламент новый проект Конституции, значительно расширяющий полномочия главы государства. Собственно, оппоненты доктора Мурси видят в этом стремление вернуть старые порядки, то есть фактически свести на нет все завоевания прошлогодней революции на площади Тахрир. Но и у действующего президента есть свои аргументы «за». Во-первых, он – легитимно избранный президент, и это признали все – и Запад, и Россия, и политические оппоненты внутри страны. Во-вторых, за спиной Мурси – мощная группировка «Братья-мусульмане», сохраняющая значительное влияние в Египте. В-третьих, президенту дополнительные полномочия нужны как воздух, потому как ситуация в стране действительно может выйти из под контроля.

И дело здесь не в синдроме «цветных революций» вообще. Дело в отсутствии нормальных традиций публичной политики в Египте. Оттого люди, осознав себя вдруг гражданами, и реагируют болезненно на любую попытку регламентировать их жизнь. С другой стороны, не введя четкие и ясные нормы управления, президент Мурси окажется марионеткой площади. А этого в таком регионе допускать нельзя. К тому же увенчавшиеся успехом посреднические услуги египетского руководителя во время последнего арабо-израильского напряжения показали, что политик он далеко не бездарный. И поэтому закрепление внешнеполитических успехов отладкой внутриполитического устройства может стать началом Мохаммеда Мурси как политика действительного крупного масштаба. В общем, никуда им в Египте от компромисса не деться.

А пример такого компромисса решили продемонстрировать в самом недавнем времени наиболее суровые противники – бывшие кандидаты в президенты США Барак Обама и Митт Ромни. Выборы закончились тем, что действующий президент убедительно победил. Но сразу же заявил, что готов встретиться с Ромни и обсудить ряд важных государственных вопросов. Такая встреча на неделе и состоялась в форме обеда в Белом доме. Прессу не пустили, но и так ясно – разговоры могли касаться слишком уж важных тем. Официально Обама хочет обсудить экономическую ситуацию и пригласить Ромни и его сторонников к сотрудничеству. Но после проигрыша на выборах ситуация в среде республиканцев неоднозначная, и предложение Обамы может стать очередным витком борьбы за власть в американской оппозиции. Похоже, американскому руководству предстоят в ближайшие месяцы непопулярные меры, для которых необходима широкая социальная поддержка.

Американо-российские отношения сейчас снова балансируют на грани нового этапа охлаждения. Причиной тому – утверждение конгрессом США так называемого акта Магнитского взамен на отмену поправки Джексона – Веника. Последняя касалась ограничений на торговлю целым рядом товаров, а смысл ее введения в середине 70-х годов прошлого века состоял в давлении на СССР относительно реализации прав советских евреев и диссидентов на выезд из страны. Уже нет СССР, но поправка действовала, теперь же ее наконец-то «изъяли из оборота». В свою очередь, стремление «подстраховаться» у американцев проявилось моментально: утверждение «акта Магнитского» – это ход посильнее. Суть документа в том, что ограничения на въезд в США теперь будут распространены на ряд деятелей судебной, правоохранительной и пенитенциарной системы России, которые причастны к пыткам и смерти юриста Сергея Магнитского в Бутырской тюрьме в 2008 году. Магнитский был представителем иностранного инвестиционного фонда и, работая в России, сумел выявить факты коррупции, которые вели на самый верх российской власти. Во всяком случае, он успел о них объявить, а потом очень быстро попал в тюрьму, откуда уже не вышел.

Скандал приобрел черты международного, а соответствующий закон в США принят. Стороны конфликта сделали соответствующие ритуальные заявления, Россия, например, тоже собирается кого-то к себе не пускать.


В Украине: 12.12.12

Ну, было бы очень неправильно, если бы наши парламентарии чем-нибудь снова не порадовали. И действительно, они достаточно изобретательны. Поэтому решение начать работу Верховной Рады седьмого созыва 12 декабря 2012 года – это, безусловно, хит, и он войдет в анналы украинского парламентаризма. Вот только как начнут работать, пока не ясно. Точнее, кто будет в президиуме, кто займет ключевые посты?

И тут есть две важные стратегические линии. Первая: партия власти пока что осторожно, но все же как бы преждевременно заявляет о том, что у них вот-вот во фракции окажется 226 мандатов и будет сформировано однопартийное большинство. Одномандатники-самовыдвиженцы сегодня становятся реальными влиятельными политическими фигурами, рычаги давления или угроз на них становятся все менее эффективными, потому как любая информация сейчас становится практически сразу публичной. Оттого и думается, что большинство Партии регионов создать удастся, но это не будет большинство одной фракции. Скорее, будет использована форма «фракция+1», то есть сотрудничество ПР с рядом мажоритарщиков, которые будут сформированы вокруг личности наиболее заметного и политически опытного. На сегодня наиболее вероятной в этом смысле выглядит фигура Петра Порошенко, хотя шансы на самостоятельную более-менее игру сохраняют Виктор Балога и тот же Владимир Литвин. В общем, время покажет.

Что же до оппозиции, то и она оказывается перед важным выбором. Сейчас на заседаниях группы по подготовке первого заседания представители «Батькiвщини», УДАРа и «Свободы» требуют введения обязательного личного голосования депутата. Что ж, требование справедливое, и принципиальность оппозиционеров в этом смысле вызывает понимание. Однако, получая отказ (процедурный, а не принципиальный), оппозиционеры попросту уходят с заседаний. И тут как раз и вступает снова логика и практика компромисса, потому как если оппозиционеры только и будут уходить, когда что-то им не понравится, то они не смогут не то что реализовать свою программу, но потеряют даже минимальные рычаги влияния в Раде – а это и посты руководителей комитетов, и пост вице-спикера, и прочие нелишние нужные любой политической силе вещи. И тогда в глазах избирателей получится, что оппозиция в ВР занимается только политическими демаршами, а собственно работа демонстрироваться не будет. Последствия этого состояния могут стать проигрышными именно для оппозиции. Поэтому настоять на компромиссном решении сейчас – это и есть задача оппозиции и проявление способности регионалов к диалогу. Заметим сразу: другого выхода нет, и обе стороны должны это понять.
 

В Крыму: министры новые, работа стабильная
На сессии в среду крымские депутаты утвердили новых министров образования и науки, молодежи и спорта и ЖКХ и регионального развития. Первую позицию – преемницы Виталины Дзоз – заняла ее бывший первый зам Наталья Гончарова, в недавнем прошлом, кстати, школьный учитель. Руководить же жилищно-коммунальным хозяйством автономии доверили Валерию Кижаеву, до этого занимавшемуся аналогичными проблемами в Макеевке. Эти назначения продемонстрировали две важные тенденции работы исполнительной власти в Крыму: с одной стороны, налицо стремление сделать работу министерств как можно более технологической, чтобы смена начальника не производила сильного шума, с другой – приоритет отдается профессионалам-практикам, очевиден и отход от поощрения «заслуженных работников» очередными регалиями. А значит, о результатах работы новых министров можно будет судить очень скоро и по конкретным цифрам.

Александр Севастьянов