Почему в Кореизе нет улицы Ивана Дудки?

Из тринадцати воинов, похороненных на кореизском военном кладбище удалось установить фамилии восьмерых. В прежние годы, к 9 Мая в Кореиз приезжал целый автобус с родственниками одного из них – Ивана Дудки.

В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, в опустевшие после выселения татар села и поселки, начали переселять жителей средней полосы России, Краснодарского края. Наша семья переехала в Кореиз с Дона, тогда я был мальчишкой. Большинство санаториев стояли разрушенными, а в уцелевших располагались госпитали.

Если тяжелораненые, которых туда привозили, умирали, их хоронили под звуки траурной музыки рядом с кладбищем, на котором покоились гражданские. На месте захоронения устанавливали деревянную тумбу с фанерной звездой. Под первой такой звездой похоронили капитана, под тринадцатой – солдата, на вид казаха. За могилами ухаживали местные жители – сажали цветы и деревья. Запомнился мне работник Кореизского сельпо по фамилии Серяпин, который взял шефство над солдатским кладбищем.

Вскоре деревянные тумбы снесли, а вместо них установили общий мраморный памятник, взятый с гражданского кладбища и переделанный: крест заменили звездой, сделали традиционную надпись «Вечная слава воинам, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины». Поставили изгородь, опять-таки взятую на гражданском кладбище, но так как она не могла охватить ею все тринадцать могил, нашли «соломоново» решение – двенадцатую могилу разровняли, а тринадцатую оставили за оградой. После смерти Серяпина за ними стала ухаживать наша семья: мы провели на кладбище воду, чтобы поливать цветы и другие растения, посадили кипарисы и розы.

Когда прозвучало «Никто не забыт, ничто не забыто!», я уже работал трактористом в совхозе «Ливадия», был секретарем комсомольской организации. И мы, ребята-комсомольцы, поставили себе задачу: отыскать данные о каждом бойце, захороненном в этих тринадцати могилах. К тому времени надписей не сохранилось, в военкомате данных тоже не было. И все же фамилии восьмерых из тринадцати удалось разыскать, они выбиты в мраморе памятника.

Я долго искал родственников этих бойцов, но удалось разыскать только у одного – Ивана Леонтьевича Дудки. У него была большая семья. Старший сын тоже участвовал в войне, а младший так и не увидел своего отца, он родился через несколько месяцев после ухода Ивана Дудки на фронт. Первый раз все родственники Ивана Дудки (полный автобус) смогли собраться и приехать в Кореиз почтить его память 9 Мая 1989 года. Тогда еще были живы его сыновья. Наши семьи начали тесно общаться. Часть их семьи живет в Херсоне, часть – в Красноперекопске. Сейчас уже приезжают внуки солдата. При переименовании улиц в Кореизе я предлагал назвать одну из них именем бойца Ивана Дудка, но улицу почему-то назвали именем Владимира Маяковского, который в поселке никогда не был.

Сейчас по решению депутатов Кореизского поссовета у братской могилы создают мемориал, посвященный погибшим, умершим от ран и не дожившим до наших дней односельчанам – ветеранам войны. Это будет своеобразная книга памяти нашим отцам и дедам. Хотелось бы подчеркнуть, что создается мемориал исключительно по движению души местных жителей, например, мраморные плиты для него покупали на частные средства.

Мы предполагаем закончить мемориал ко Дню поминовения воинов, павших при защите нашего Отечества (22июня). И я прошу жителей Кореиза и Мисхора дать сведения в поссовет о своих отцах и дедах, принимавших участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны.