Время огромных частностей

Бывает интересно наблюдать за тем, сколько принципиально главного скрыто в том, что, на первый взгляд, представляется частным

Минувшая неделя – де-факто последняя для принятия решений в этом году. Дни перед собственно рубежом годов будут заполнены суетой, подарочной лихорадкой и прочими проявлениями инстинктов у миллиардов жителей планеты Земля. А в серьезной политике происходят серьезные перемены, которые только маскируются под праздничный антураж...

В мире: А мы вам за «список Магнитского» «газ отключим»…

Отношения США и России входят в новую фазу «перезагрузки». Как бы и все хорошо – обе стороны находят понимание во многом: по Ближнему Востоку, по Ирану, вместе побаиваются усиления Китая, вместе снисходительно наблюдают за крахом то одной, то другой европейской экономики. А вот в частностях – по Сирии, по двусторонним отношениям, и главное по взгляду на демократию – тут уж, как говорится, начинается темный лес.

Собственно, «акт Магнитского», был подписан президентом Бараком Обамой, как и ожидалось, а российский парламент ответил на это «законом Димы Яковлева». И вот тут показателен важный момент. Потому как именно эта ситуация показывает разницу понимания прав человека в двух странах, а значит демонстрирует разный ценностный выбор двух элит. Американский закон – об ограничениях прав на въезд и арест счетов российских чиновников, причастных к смерти гражданина России, адвоката Сергея Магнитского в тюрьме три с лишним года назад. Что сделал? Вскрыл хищения в сферах, близких к власти, за что и попал в тюрьму, откуда не вышел. Но при этом известно, что Магнитский работал на американский фонд. То есть закон пролоббировали работодатели.

А что в России? Депутаты Госдумы, долго упражняясь в словесном обличении заокеанских коллег, единогласно приняли ответный документ, направленный против лиц, «нарушивших права граждан России». А к ним отнесли, прежде всего, усыновленных американцами детей из РФ. Проблема плохого обращения с ними в американских семьях, наверное, есть, но вот вопрос: а в России таких случаев разве не бывает? Да сколько угодно и в других масштабах! Американский закон направлен против конкретных людей, совершивших конкретные действия? А российский? Против тех, кто якобы чего-то совершить собирается. И ведь именно на постсоветском пространстве проблема сиротства и беспризорности за последние годы приобрела ужасающие масштабы. И поэтому как-то жутко становится от инициативы российских парламентариев. Ибо если вдаваться в подробности, России надо бы «помолчать в тряпочку». Еще более глупо выглядит идея российских депутатов арестовывать счета американцев в России. Ну, у российских чиновников-то таковые в Америке есть, а вот наоборот – это, скажем так, кто-то себе очень хочет польстить. В общем, как тут не вспомнить знаменитый афоризм про «отключим газ»?

Собственно, эта история стала еще одним штрихом к апокалиптической картине расстрела в тихом американском Ньютауне детей школьного возраста, ставшими жертвами обыкновенного психа. Мир не в состоянии защитить детство нигде — ни на Западе, ни на Востоке. Вот что страшно.

В Украине: по намеченному курсу

На прошлой неделе, конечно же, было две интриги. Одна касалась Кабинета министров и его персонального состава, другая – того, состоится ли визит президента Виктора Януковича в Москву. Обе остались актуальными и будут иметь продолжение.

Но состав Кабмина – это барометр настроений в «закулисье»: какая группа имеет больший вес, какие персонажи смогли доказать профпригодность или вызвали соответствующие сомнения? Информация же о том, что консультации продолжаются, но основа правительства останется прежней, доказывает, что необходимая система баланса внутри власти все же найдена. Отсутствие ажиотажа, а главное – явное стремление Николая Азарова сделать работу как можно более технологичной и независимой от политических обстоятельств, дает надежду на реально профессиональный и стабильный состав Кабмина. Его состав сегодня – это оперативный штаб власти до 2015-го, попасть в него не только почетная миссия, но и достаточная ответственность. В принципе, «мариновать публику» долго будет не совсем правильно, а значит уже в понедельник-вторник вся страна услышит знакомые и не очень фамилии министров.

А вот с визитом в Москву вышло куда занятнее. Опять-таки версий было много, вплоть до того, что ключевым вопросом переговоров будет не снижение цены на газ, и даже не пресловутый Таможенный союз, а… трудоустройство господина Медведчука. Говорят его кум – господин Путин – очень давно намекает об этом и расхваливает профессиональные качества Виктора Владимировича. Дескать, вот бы секретарем Совета нацбезопасности сделать. Но история отношений Януковича и Медведчука, в отличие от отношений Путина и Медведчука, это, скорее, история неприятная обеим сторонам. Конечно, сложно представить себе Януковича исключительно злопамятным человеком, но вряд ли ему будут приятны воспоминания об утраченной в 2004-м победе? Да и назначение Медведчука – чем не подарок оппозиции? Но это только лишь сопроводительный шум. На самом деле повестка дня формулируется вокруг Таможенного союза и цены на газ. И отсрочка – свидетельство несогласия нашего руководства поддаться на посулы и уговоры, которые явно лишают страну возможности интегрироваться в Европу. К тому же активность Брюсселя, вдруг сменившего гнев на милость, как только в Киеве ощутимо «запахло Москвой», тоже о многом говорит: Украина не в меньше степени нужна и Европе. Любые инициативы насчет вступления то ли в ЕС, то ли в ЕЭП – выбор стратегический, минимум на десятилетия вперед. И делать его наспех – свидетельство слабости. Это правило международной политики Виктор Янукович продемонстрировать смог. Сейчас важно, что называется, «дожать» партнеров до максимально приемлемых условий. В этом и кроется смысл большой политики.

В Крыму: форвард спорта и аутсайдер политики

Смерть Анатолия Заяева лишний раз показала всю суть спорта и его роль в жизни каждого. Анатолий Николаевич был символом целой эпохи для симферопольской «Таврии», всего крымского футбола. Роковая автомобильная авария удивительным образом подвела черту под этой непростой, эмоциональной, полной страсти и энергии жизнью. В таких случаях говорят – всегда на передовой. Заяев действительно не боялся брать на себя ответственность и увлекать за собой, рисковал и умел побеждать, когда надо разворачивался и уходил, чтобы не идти на лишние компромиссы. Вечная память…

Отставка же мэра Ялты Алексея Боярчука – показательный урок для тех, кто настроен или не очень на работу в команде. Алексей Боярчук этот тест не выдержал. Но главное сегодня, чтобы уход чиновника не спровоцировал проблем в «курортной столице», чтобы передача власти состоялась по закону, а главное – по воле избирателей.

Николай Карпов