Маршрутки поставят на спутниковый контроль

В Крыму за движением каждого автобуса будет следить Единый диспетчерский центр. «редакция» узнала, что это даст пассажирам

Проблему бесконечных заторов на дорогах, частых аварий и нелегальных пассажирских перевозок можно решить, утверждают авторы идеи создания Единого диспетчерского центра. Сделать это можно путем установки на весь городской, пригородный и междугородный пассажирский транспорт спутниковых систем, с помощью которых все движение автобусов и троллейбусов в Крыму можно будет полностью контролировать.

Уже с нового года пассажирский транспорт начнут оборудовать спутниковыми системами навигации – американской GPS и российской ГЛОНАСС. Принцип работы системы прост: сигнал установленных в машинах приборов через спутники поступает в диспетчерский центр, отражаясь на интерактивной карте. По ней специалисты могут наблюдать за движением транспорта в режиме реального времени с задержкой максимум 10 секунд. Спутниковые навигационные системы, которые планируется использовать для диспетчеризации общественного транспорта, позволяют практически при любой погоде не только видеть место нахождения маршрутки или троллейбуса, но и фиксировать их скорость. Таким образом, любые отклонения от маршрута, незапланированные остановки, нарушение правил отстоя транспорта на конечных остановках, превышение скорости – все будет зафиксировано диспетчерами. Обработанная системой информация будет предоставляться профильным органам власти, контролирующим структурам и, с некоторыми ограничениями, непосредственно руководству предприятий-перевозчиков, на которые также возлагается функция контроля над своим транспортом и водителей.

Первым участником пилотного для Крыма проекта станет Симферополь. В будущем году планируется оснастить системами спутниковой навигации все маршрутные автобусы крымской столицы. А уже с 2014 года, ожидают авторы инициативы, система диспетчеризации начнет охватывать весь пассажирский транспорт в автономии. По словам Виталия Нахлупина, внедрение данной системы никоим образом не противоречит действующему законодательству, при этом позволяет получить инструмент более эффективного управления транспортными потоками.

– К сожалению, у нас отсутствует централизованное управление транспортными перевозками, не проводится оптимизация транспортной сети, отсутствует контроль за соблюдением расписания движения транспорта, – констатирует глава бюджетной комиссии крымского парламента. – Единый диспетчерский центр – инструмент, который позволит органам власти более качественно выполнять свои функции по мониторингу движения, контролю и в случае необходимости – коррекции транспортных потоков, а также более объективному формированию транспортной сети в будущем.

Какие же плюсы принесет крымчанам введение Единого диспетчерского центра?


1. Разгрузка транспортных потоков и существенное уменьшение количества пробок на дорогах

Контроль за движением пассажирских автобусов так или иначе заставит водителей соблюдать расписание движения, а главное – не отклоняться от регламентированного маршрута. Диспетчерский контроль позволит бороться не только с так называемыми ситуативными нелегалами, меняющими маршрут в зависимости от времени, но и с перевозчиками, работающими вообще без каких-либо документов. В Симферополе, по самым скромным подсчетам, такие нелегальные перевозки осуществляют около трехсот автобусов. В целом же по Крыму в пик курортного сезона объем теневого рынка перевозок достигает как минимум 30%, а на особо рентабельных маршрутах соотношение легальных и нелегальных автобусов составляет 50 на 50.

– Оборудование транспортного средства спутниковой навигацией позволяет ГАИ или ГИАТ в режиме реального времени отслеживать движение автобусов. Если сейчас ГАИ останавливают всех подряд, то при новой системе будет действовать выборочный контроль, когда проверять будут только те маршрутки, на которых нет спутниковых навигаторов, – говорит Виталий Нахлупин.

Еще одно преимущество нововведения – оперативная реакция на поломку машины, на ухудшение состояния здоровья водителя или пассажира, другие внештатные ситуации. Сообщать о подобных ЧП можно будет через так называемую тревожную кнопку. Сигнал тут же поступает в диспетчерский центр, который будет информировать службы МЧС, «Скорую помощь» и милицию. Наконец, введение Единого диспетчерского центра позволит улучшить техническое состояние транспорта: на разбитую, разваливающуюся маршрутку GPS-навигатор и другое новейшее оборудование просто не поставят.

2. Уменьшение количества ДТП
По статистике, большинство аварий на дорогах происходит из-за превышения скорости. Мониторинг скоростного режима движения транспорта позволит изменить ситуацию к лучшему. Кроме того, осознание, что транспортное средство находится под неусыпным контролем, само по себе дисциплинирует водителя. В Днепропетровске, где диспетчерский центр функционирует уже около года, количество превышений скорости водителями маршрутных такси уменьшилось на 60%.

С помощью спутниковых систем можно следить не только за скоростью движения, но и за режимом работы самих водителей. Это особенно актуально для междугородных и пригородных маршрутов, водители которых в стремлении выполнить установленный хозяином план и подкалымить работают сверх нормы – по 15-16 часов в день. А это чревато серьезными авариями. В то же время благодаря GPS-навигаторам в реальном времени можно получать информацию о том, где ночует машина, во сколько водитель выезжает на маршрут, где останавливается и когда заканчивает работу.

3. Повышение качества перевозки пассажиров
Помимо систем спутниковой навигации и «тревожных кнопок», в автобусах могут также устанавливаться так называемые счетчики пассажиропотока. Это дает возможность предоставления качественных услуг льготникам, которых водители маршруток и автобусов зачастую отказываются везти. При этом стоимость проезда останется на прежнем уровне, заверяет Виталий Нахлупин, поскольку стоимость проезда складывается из других составляющих, а цена за эксплуатацию GPS в расчете на одну единицу транспорта достаточно мала по сравнению с доходом одной маршрутки.

Положительные стороны для пассажиров от создания Единого диспетчерского центра налицо: это и экономия времени, и сбережение нервов, и – что самое главное – безопасность жизни и здоровья. Осталось только убедить в полезности нововведения непосредственно перевозчиков. Некоторые из них, в основном теневые дельцы, в штыки восприняли инициативу создания ЕДЦ.


А как у них?

В Днепропетровске – как на «другой планете»

Первым украинским городом, внедрившим спутниковую диспетчеризацию общественного транспорта, стал Днепропетровск. В текущем году практически все маршрутные автобусы (а это более 1800 единиц транспорта) были оснащены GPS-навигаторами – полностью за средства самих перевозчиков. Вся информация о движении транспорта – соблюдение маршрута, остановки, стоянки, посадка и высадка пассажиров, техническое состояние автобусов – стекается в городской диспетчерский центр, обрабатывается специалистами, а потом передается предприятиям-перевозчикам и департаменту транспорта горсовета для более четкого контроля за работой водителя и выполнения им правил дорожного движения. В некоторых случаях данные системы GPS-контроля могут передаваться и в другие инстанции, например, в ГАИ, если маршрутка стала участником ДТП с тяжелыми последствиями.

Кроме того, в городе на деньги перевозчиков были установлены несколько электронных табло с информацией о маршрутах, проходящих через ту или иную остановку, о времени до прибытия ближайшей и следующей маршруток.

В диспетчерский центр может обратиться любой гражданин: пожаловаться на водителей, получить информацию о месте нахождения нужного транспорта и времени его прибытия или же просто спросить, как лучше доехать до того или иного места.

До того как вводить систему диспетчеризации на полуострове, крымские специалисты посетили Днепропетровск и ознакомились с работой тамошнего диспетчерского центра. По словам представителя крымской делегации, директора «Крымтроллейбуса» Валерия Заикина, они просто оказались «на другой планете».


Игорь Степанов