Новая орбита Порошенко

«Шоколадный король» в политике и экономике
 
Появление в составе Кабинета министров человека, совсем недавно жестко оппонировавшего правящей партии и ее лидерам, – событие неоднозначное и неординарное. Петр Алексеевич Порошенко – олицетворение сразу нескольких тысячелетних мудростей: и про «не сотвори себе кумира», и про «золотого тельца», и про «игольное ушко». А потому министерская должность для одного из капитанов украинского бизнеса – это очень и очень непростое испытание. Ведь тут скорее даже не появляется вопрос «почему?», тут все больше интересен ответ на вопрос «зачем?».
 
Путь «шоколадного короля»
Все начиналось с семьи. Отец Петра Алексеевича – достаточно успешный управленец советской эпохи – заложил основы материального благополучия династии, работая на ответственных постах сначала в Одесской, а потом – в Винницкой области. К началу 90-х семья Порошенко уже считалась одной из наиболее состоятельных на Винничине, но сам Петр Алексеевич тогда только закончил вуз – факультет международных отношений Киевского университета. И начал собственную карьеру.
 
Основой бизнес-империи Порошенко стали шоколадные фабрики. За время 90-х он сумел сконцентрировать в своих руках несколько предприятий, полностью изменил систему их управления, вернул прибыльность и создал, наверное, один из немногих современных брендов Украины, который знают во всем мире – это известный «Рошен», название, придуманное и подаренное Петру Алексеевичу якобы женой на день рождения. Стоит отметить, что в названии нехитро «спрятана» часть фамилии владельца.
 
Однако не «шоколадом единым» ковал свое материальное благополучие новый министр. В собственности семьи Порошенко такие крупные предприятия как верфь «Ленинская кузня», Луцкий автомобильный завод, корпорация «Богдан» (жители Крыма сейчас оценивают уровень ее продукции – новые троллейбусы на улицах Симферополя выпущены именно на предприятии Порошенко). Как и следует серьезному бизнесмену, Порошенко объединил свои активы в единый управляющий центр – корпорацию «Укрпроимнвест», формальным руководителем которой является до сих пор его отец.
 
С самого начала составления списка самых богатых украинцев – Порошенко неизменный участник этих рейтингов. В зависимости от кризисных явлений и конъюнктуры его состояние то «сдувается» до трехсот с лишним миллионов долларов, то штурмует отметку в миллиард зеленых банкнот. В каком-то смысле Порошенко – один из живых символов успешного украинского бизнеса. Со всеми его недостатками и слабостями, но при этом – с достаточно незамысловатой системой построения и умножения. Когда убежденность и напор играют намного большую роль, чем способности и интеллект.
 
Мастер маневра
Экономические интересы Порошенко выдвинули его в политику. Произошло это в момент, когда парламент Украины только становился «клубом миллионеров» – на выборах в далеком 1998 году. Тогда Петр Алексеевич баллотировался по мажоритарному округу в родной Винницкой области и победил, правда, опередив своего ближайшего оппонента аж на 60 голосов (кстати, этот оппонент, Владимир Скомаровский, очень скоро станет ближайшим соратником Порошенко, что еще раз говорит о непредсказуемости нашей политики). Свой успех на округе Петр Алексеевич страховал 11-м номером в списке… СДПУ (о), где также получил проходной мандат, однако отказался от него, используя прямой выбор своих земляков.
 
Нужно сказать, что Петр Алексеевич не стал тем представителем крупного бизнеса, который, попав в Верховную Раду, просто решает свои личные проблемы и прячется за неприкосновенностью. Наверное, одним из первых он оценил возможности и ценность активного и более-менее самостоятельного участия в политике. Прекратив все свои контакты с СДПУ (о) – благо, членом этой партии он никогда и не был, он создал собственное объединение депутатов уже в 2000 году – фракцию «Солидарность». На базе фракции «Солидарность» наскоро была создана и одноименная партия, которую Порошенко и возглавил. В преддверии парламентских выборов 2002 года «Солидарность» участвовала в процессе объединения ряда партий вокруг Партии регионального возрождения Украины, Петр Алексеевич даже занимал короткое время пост сопредседателя партии. Но… Дороги политиков разошлись: Партия регионального возрождения вскоре переименовалась в Партию регионов, а Петр Порошенко посчитал, что ему будет комфортнее в рядах блока «Наша Украина», куда он свою «Солидарность» и влил. В ходе предвыборной кампании 2002-го Порошенко занимал пост главы избирательного штаба Блока Виктора Ющенко и во многом способствовал победе оппозиционной силы на выборах (сам, кстати, он снова избирался на Винничине, теперь уже уверенно и практически без конкурентов). Однако конвертировать победу на вхождение во власть тогда не удалось – и начались оппозиционные будни в статусе председателя парламентского комитета по бюджету, а позже – поездки по стране в ходе президентской кампании Ющенко. Влияние политика на ситуацию в Украине росло буквально по дням.
 
В дни перед началом Майдана и во время его Порошенко стал лицом № 3 «оранжевой революции». Всерьез заговорили о его премьерских амбициях. Маленький штрих к уровню влияния Порошенко тогда: известная символика кампании Ющенко с подковой – всего лишь модифицированная эмблема партии «Солидарность». Которую, кстати, Порошенко официально распустил в начале 2005-го – и она стала одной из составляющих собственно партии «Наша Украина».
 
Не мешать работать!
Петр Алексеевич премьером не стал, но был награжден постом секретаря СНБО, который превратился в альтернативный Кабмин. Противостояние с Тимошенко закончилось отставкой для обоих уже в сентябре 2005-го. И Петр Алексеевич, видимо, осознал, что совершил ошибку, захотев в какой-то момент «всего и сразу». С 2007-го – Порошенко больше связывали с работой в Нацбанке, где ему отвели почетную должность председателя совета.
 
Новую жизнь в политике Петр Алексеевич обрел благодаря кризису. Пользуясь своим положением в Нацбанке, а также имиджем профессионального экономиста, он стал той необходимой знакомой, но при этом – и новой фигурой для людей. Фигурой, которая говорила достаточно доходчиво и убедительно – и это амплуа стало новым стилем Порошенко.
 
Не терял Порошенко и связей с Виктором Ющенко. Именно этим можно объяснить его назначение министром иностранных дел в октябре 2009-го – на несколько месяцев, до прихода к власти Виктора Януковича.
 
Предложение стать министром экономического развития и торговли для Порошенко – конечно, нелегкий выбор. Однако Порошенко на то и бизнесмен, чтобы правильно оценивать возможные риски. И если свое согласие он увязал с выполнением ряда требований (так называемые «12 пунктов») – то это значит, что и Янукович, и Порошенко пошли на необходимый компромисс. В принципе, потребность власти в квалифицированных кадрах очевидна, причем, очевидна в любое время и при любом президенте. А вот способность каждого отдельного министра (и Порошенко очень хорош для подтверждения этого тезиса) находить эффективные выходы из сложных ситуаций сейчас необходима стране. Поэтому Порошенко не стоит ни осуждать, ни поддерживать. Ему просто не нужно мешать. Не мешать работать.
 
Александр Севастьянов