Мининфраструктуры вновь лоббирует повышение акцизов на бензин и дизтопливо — предложение о поэтапном росте ставок уже подано в Кабмин. В министерстве уверены: чтобы улучшить качество украинских дорог, стоимость акцизов необходимо повысить до минимального в Европе уровня, то есть со 198 евро за тонну бензина примерно до 466 евро. Однако любое повышение акцизных ставок приводит к росту розничных цен, напоминают эксперты. А повысить акцизные поступления в бюджет правительство может, только справившись с контрабандой на рынке.
Министерство инфраструктуры подало в Кабмин предложение о повышении акцизного сбора на светлые нефтепродукты, заявил в пятницу министр Владимир Козак. Речь идет о поэтапном увеличении акцизов до уровня минимальных среднеевропейских ставок — в нашей стране самые низкие сборы на топливо по сравнению с другими странами Европы, сетует господин Козак. Если в Украине ставка акциза за тонну бензина составляет 198 евро (для дизельного топлива — 46-98 евро), то в ЕС в среднем — 466 евро за тонну (и 375 евро за тонну дизтоплива). К примеру, в Германии акцизная ставка за тонну бензина составляет 851 евро, а за тонну дизтоплива — 534 евро, в Польше — 494 и 375 евро соответственно. "Понятно, что у нас и зарплаты ниже, но тем не менее рассмотреть вопрос повышения акциза необходимо",— подчеркнул министр.
Акцизный сбор следует повысить для того, чтобы увеличить поступления средств в дорожный фонд для строительства и ремонта автомобильных дорог, основная доходная часть которого формируется именно за счет акцизного сбора и ввозной пошлины с импортируемых на территорию Украины транспортных средств, шин и нефтепродуктов. По словам господина Козака, в министерстве рассчитывают таким образом улучшить качество дорог, что положительно отразится на уровне безопасности движения.
Акциз на нефтепродукты был введен в 2011 году, до этого действовал транспортный сбор с каждого автовладельца. В марте премьер-министр Николай Азаров заявлял, что каждый автовладелец уплачивает в год 992 грн акцизного налога, за которые можно осуществить ямочный ремонт примерно 5 кв. м дороги, капитальный ремонт примерно 1,5 кв. м, или же построить примерно 2,5 см дороги первой категории.
В пресс-службе Мининфраструктуры затруднились сообщить, в какие сроки и насколько предлагается повысить акцизы: проект документа намерены опубликовать для обсуждения примерно через неделю. "Будет создана рабочая группа, которая сделает все необходимые расчеты",— добавили в министерстве. Мининфраструктуры разрабатывает механизм поэтапного увеличения сбора вместе с Укравтодором.