«Есть установка весело встретить Новый год!»

После «Карнавальной ночи» вся страна запела песню о хорошем настроении, а девушки стали шить платья, «как у Гурченко»

1956 год стал особой вехой в жизни нашей страны. Он начался с ХХ съезда КПСС, на котором Хрущев выступил с докладом, осуждающим культ личности Сталина. Закончился же премьерой «Карнавальной ночи» – наверное, первой советской комедии, в которой не было и доли морализаторства, а были только смешные шутки, хорошие песни и великолепные актеры.

«Карнавальная ночь» впервые вышла на экраны кинотеатров 29 декабря 1956 года и стала для советских зрителей настоящим новогодним сюрпризом. Ведь тогда не было таких рекламных компаний, как сейчас, и фильм никак не анонсировался. И фамилии режиссера и главной актрисы тоже никому ни о чем не говорили – у 29-летнего Эльдара Рязанова это был первый художественный фильм (начинал он в документальном кино), у 21-летней второкурсницы ВГИКа Людмилы Гурченко – вторая роль. Успех же фильма при этом оказался ошеломительным и действительно всенародным. И после появления этой комедии жить действительно стало если и не лучше, то уж точно веселее. Но предоставим слово тем, кому посчастливилось быть в числе самых первых зрителей.

Ольга Феодосьевна Кошевая:

– Когда на экраны вышла «Карнавальная ночь», мне было лет 15-16, я жила на Шмидта. Помню, 29 декабря после школы пришла домой – и сразу в кинотеатр «Симферополь», за билетами. Очередь порядочная была – около часа стояла, ну и, конечно, полный зал народу набрался. Молодежи, кстати, много было среди зрителей. Понравился ли фильм? Да не то слово – это же первая музыкальная комедия была! Песенку про пять минут мы потом дома всегда под Новый год пели. А у меня в репертуаре была песня про хорошее настроение – я не профессиональная певица, но петь любила с детства. А уж когда Гурченко в «Карнавальной ночи» увидела – то прямо зажглась: «Хочу так же петь!» Я училась в торговом техникуме, там пела в самодеятельности, а как-то мы с друзьями были в городском парке, там наши музыканты выступали, а потом спросили у публики: «А кто желает записаться выступать на эстраде?» Мои друзья как давай кричать: «Васецкую, Васецкую запишите!» (девичья моя фамилия). А я взяла и на самом деле записалась, пришла через пару дней на прослушивание, и, хотя там другие барышни постарше меня собрались (мне всего 18 лет было), когда я только начала петь, мне тут же сказали: «Стоп, достаточно, мы вас берем». И я года три-четыре, наверное, выступала на эстраде в нашем парке. В Марьино у мамы была знакомая портниха, мне сшили платье, как у Гурченко, – с облегающим лифом и огромной пышной юбкой с подъюбником. В этом платье я и выступала. И в числе самых любимых у меня была песня о хорошем настроении. А «Карнавальную ночь» я в кинотеатре еще раз 5-6 смотрела и раз двадцать, наверное, по телевизору.

Людмила Николаевна Тимощенко:

– Мы с родителями в конце пятидесятых – начале шестидесятых жили в Германии, в военном городке в городе Мангейм – папа был военный медик, и его направили служить в ГДР. Мне было 8 лет, я ходила во второй класс. Наши окна выходили как раз на Дом офицеров – в нем всегда показывали фильмы, давали концерты. Как только мы увидели, что на Доме офицеров появилась афиша «Карнавальной ночи» – сразу побежали за билетами (родителям из России друзья уже писали об этом фильме). И в тот же день отправились в кино – папа как раз не дежурил, больных не было, так что дружно втроем пошли. Зал, конечно, полный был – наши военные, их жены, дети. И хохот стоял такой – ведь какие шутки замечательные! А музыка какая, песни – такие простые и хорошие слова, на всю жизнь запомнились. А актеры! Людочка Гурченко там просто великолепна была, самая обаятельная героиня в фильме, но при этом такая скромная, нежная. Я другой артистки на ее месте даже представить не могу. А какое оформление, какие костюмы и наряды – «Карнавальная ночь» стала просто законодательницей мод. Помню, после фильма все стали шить платья, как у Гурченко. У меня мама стройная очень была, у нее было потрясающее дедероновое платье (дедероном называли синтетическую ткань типа капроновой, которую выпускали в ГДР, dederon – от аббревиатуры DDR – Deutsch Demokratishe Republik. – Ред.). Такое салатовое, с большим отложным воротником, юбкой-колоколом и огромным поясом.

А фильм потом еще в солдатском клубе показывали – мы, дети, и туда бегали его смотреть, и еще раз по просьбам жителей нашего военгородка в Доме офицеров повторили, для тех, кто не успел увидеть. А немцы его, кстати, перевели, так что через несколько лет я в ГДР «Карнавальную ночь» и на немецком посмотрела. И по телевизору потом его, конечно, смотрела много раз, и сколько его еще ни будут показывать – всегда буду с удовольствием пересматривать. Для меня этот фильм – как сказка из юности: добрая, немножко наивная, очень чистая и очень светлая.


На фото: Кадр из «Карнавальной ночи»: знаменитую песенку про пять минут Гурченко исполняла на фоне декорации в виде огромного будильника.
Источник фото: ruskino.ru


О ЧЕМ КИНО

Сюжет «Карнавальной ночи» очень прост. В Доме культуры готовятся к новогоднему балу, новый начальник Огурцов (герой Игоря Ильинского) пытается корректировать его программу на свой бюрократический лад (с докладами по сорок минут и тому подобным), но молодежь во главе с Леночкой Крыловой (героиня Людмилы Гурченко) решает перехитрить Огурцова и сделать настоящий праздник. И это им удается. Однако простой пересказ сюжета вряд ли даст представление о «Карнавальной ночи» тем, кто ее не смотрел. Ведь это не просто фильм, а музыкальная комедия. И ее атмосфера создается и музыкой, и песнями, и танцами, и, конечно, замечательными шутками. Которые, кстати, смешны и остроумны по сей день. Чего стоит один только призыв товарища Огурцова: «Товарища, есть установка весело встретить Новый год!» или его же замечание по адресу самодеятельных балерин: «Мы должны воспитывать нашего зрителя, его голыми ногами не воспитаешь. Костюмы надо заменить, ноги – изолировать!»

МОДНАЯ ИСТОРИЯ

Как Гурченко советских женщин с Кристианом Диором познакомила

Если бы в конце 1950-х были в ходу некоторые нынешние словечки и выражения, то Людмилу Гурченко несомненно назвали бы иконой стиля. Женственные платья, в которых она порхала в «Карнавальной ночи», вошли в моду сразу же после премьеры фильма. Этот фасон – узкая талия и пышная юбка – вообще-то был придуман еще в 1947-м знаменитым французским модельером Кристианом Диором. Стиль получил название new look (то есть «новый взгляд») и за несколько лет завоевал всю Европу. В Советском Союзе на женщину взглянули по-новому лишь 10 лет спустя, и произошло это с легкой руки (и тонкой талии) Людмилы Гурченко и ее обаятельной героини.