«Вы будете большим человеком!»

Так сказал Рахманинову Чехов, услышав его игру в Ялте. Именно в Крыму великий композитор сочинил свою первую пьесу, здесь же он дал последний концерт на родине

«Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа «На пути», содержание которого с тем же эпиграфом служит программой этому музыкальному сочинению», – написал Сергей Рахманинов на нотах своей фантазии для оркестра под названием «Утес». Дата посвящения – 9 ноября 1898 года. Этот уникальный экспонат можно увидеть в экспозиции чеховского музея в Ялте. Автографу Рахманинова 115 лет, 1 апреля со дня рождения композитора исполняется 140 лет, а 28 марта исполнилось 70 лет со дня его смерти в Калифорнии.


Жизнь и творчество музыканта, дирижера и композитора Сергея Васильевича Рахманинова, увенчанного мировой славой, были тесно связаны с Крымом. Первый раз 14-летний Сережа Рахманинов попал на Южный берег Крыма с группой воспитанников профессора Московской консерватории Николая Зверева. Преподававший в младших классах Зверев брал с собой, часто совершенно безвозмездно, самых способных учеников и заботился о них, как о родных детях. Останавливались обычно у друзей профессора в имении Токмаковых в Олеизе (Нижний Мисхор). Этот приезд юного Рахманинова в 1887 году примечателен тем, что именно в Крыму он начал сочинять музыку. Это засвидетельствовал в своих воспоминаниях его товарищ Мотя Пресман. Однажды Сережа подозвал друга к роялю, сыграл и спросил, знакомо ли ему это произведение? Тот ответил, что нет. А услышав, что другу понравилось, Рахманинов сказал:

– Сам сочинил и посвятил тебе эту пьесу.

Прошло одиннадцать лет. Сезон 1897-1898 года он проработал дирижером частной оперы известного знатока искусства и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Все лето на подмосковной даче Путятино Рахманинов готовил с артистами «Бориса Годунова». И здесь завязалась его крепкая дружба с Федором Шаляпиным, несмотря на различие характеров, вкусов. Но оба были молоды, талантливы, преданны искусству. Рахманинов помог Шаляпину овладеть труднейшей партией царя Бориса – именно она прославила певца на весь мир.

В сентябре 1898 года Мамонтов устроил молодым талантам концертную поездку на юг по маршруту Москва – Харьков – Киев – Одесса – Ялта. Концерты имели огромный успех. Шаляпин пел, а Рахманинов дополнял его тонкостью и красотой аккомпанемента. редакция «Крымский вестник» писала, что Рахманинов не солировал в концертах, но они «доставляли ему яркие впечатления и способствовали поднятию творческого тонуса». Так было и в ялтинском театре. На бурные аплодисменты Федор Шаляпин выходил, улыбаясь и кланяясь во все стороны. А Рахманинов кланялся публике с серьезным лицом, не позволяя себе ни одного жеста. Напрасно Шаляпин старался научить друга кланяться «как следует».

На этом концерте в Ялте присутствовал Антон Павлович Чехов. Он внимательно наблюдал за игрой молодого пианиста. Когда отгремели аплодисменты и толпа ринулась к Шаляпину, только Чехов направился к пианисту. 

– Я все время смотрел на вас, молодой человек, – сказал он, – у вас замечательное лицо, вы будете большим человеком.

Ко времени своего очередного приезда в Крым в 1900 году Рахманинов уже завоевал известность в среде музыкантов и зрителей. Успешно прошли его концерты в Лондоне. В Петербурге поставили «Алеко». В Ялту он приехал в этот раз по приглашению своей поклонницы Александры Андреевны Ливен. И здесь познакомился с коллективом МХАТа, который привез «Дядю Ваню» и «Чайку». Пройдет время, и он напишет романс «Мы отдохнем» на монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня».

В Ялте в тот год собрались Бунин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Горький, Станюкович, Качалов, Москвин, Немирович-Данченко. Наиболее памятной для Рахманинова стала встреча с Буниным: писатель потом вспоминал, что с первой встречи между ними произошло нечто романтическое, когда люди могли проводить ночи в беседах о высоком искусстве. В это же время, общаясь с русской культурной элитой, Сергей Васильевич не забывал навещать тяжело больного, уходящего из жизни композитора Василия Калинникова, помогал ему материально.

Летом 1917 года Рахманинов приехал в Ялту в последний раз. Он прощался с Крымом, а вскоре и с Россией. Сергей Васильевич приехал с женой Натальей Александровной и дочерьми Ириной и Татьяной. Курортная жизнь продолжалась, набережную и парки заполняла нарядная публика, но уже чувствовалась растерянность перед наступающей революцией.

Подтянутый, безукоризненно одетый, молодцеватый для своих 44 лет, на этот раз Сергей Васильевич казался усталым. Он плохо разбирался в политике, недоумевал и тревожился о судьбе России, о своей дальнейшей артистической деятельности. Рядом, в Мисхоре, отдыхала семья Шаляпина. Сергей Васильевич бывал там, отдыхал душой, слушая пение своего друга. В начале осени Шаляпины переселились в Ялту к Спендиаровым (этот дом до сих пор существует, правда, надстроенный, на ул. Екатерининской). Рахманиновы приезжали сюда в гости из Симеиза. Об этих встречах автору рассказывала дочь Шаляпина Ирина Федоровна, когда приезжала в крымский санаторий уже в 60-х годах прошлого века... В ту осень 17-го Сергей Васильевич подарил ей, своей крестнице, фотографию с теплой дарственной надписью.

– Вечерами, – вспоминала Ирина Федоровна, – в доме Спендиарова Рахманинов вместе в женой играли в четыре руки рахманиновскую польку, которую обожали дети.
Перед отъездом в Москву в ялтинском горсаду в начале сентября 1917 года Сергей Рахманинов дал свой последний концерт – не только в Крыму, но и в России. Композитор исполнил первый концерт Листа для фортепиано с оркестром.

… За 25 лет жизни за границей Рахманинов создал всего шесть произведений. Он сам писал, что тормозит его творчество: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожных воспоминаний».


Татьяна Барская

На фото: Сергей Рахманинов с дочерьми Татьяной (рядом) и Ириной (поодаль). Крым, Симеиз, 1917 год.


А сборы передал в помощь Красной армии

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. С пятилетнего возраста играл на фортепиано. В 13 лет познакомился с Чайковским. Учился музыке у лучших педагогов России. Московскую консерваторию окончил с золотой медалью. Его дипломная работа как композитора – опера «Алеко» (по пушкинским «Цыганам»). Концертировал, был дирижером Большого театра. 

В конце 1917 года уехал с женой и дочерьми на гастроли в Скандинавию и больше на родину не вернулся. В 1941-1942 годах, живя за рубежом, выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной армии.

Умер 28 марта 1943 года в Калифорнии, США.

"