2012: Непреодолимое желание остановить Землю…

Очередной високосный год вывел мир на рубеж больших перемен. Но каких именно?

Пора подводить итоги. С одной стороны, события года были вполне предсказуемы и даже в какой-то мере расписаны и предначертаны, нет, не судьбой, но атмосферой, царящей в сфере мировой политики и глобальных идей. Но оставалось место и экспромту. Поэтому 2012-й смело можно назвать годом одновременно торжества и кризиса системы миропорядка. Миллиарды готовы к переменам, но как они будут происходить – пока остается загадкой.

В мире: новые лидеры перед лицом нового порядка

Вполне можно сказать, что западная система ценностей и стандартов проходила испытание весь год. Ее проверяли в разных измерениях – политическом, военном и, собственно, ценностном.

События в Сирии. С одной стороны – последнее звено в цепи «арабской весны», с другой – реальный мировоззренческий конфликт цивилизаций. Понять его сущность – уже достаточный труд. Во всяком случае, факт иностранного вмешательства в дела Сирии был налицо, осуществляли его все важные региональные и мировые игроки. Больше всех – те, кто понимает значение мира и стабильности в регионе, – Турция, Египет и Саудовская Аравия. Для них мирная Сирия – это Сирия без Асада, западные страны в этом смысле лишь повторили основной посыл сильных региональных игроков. Позиция США и Евросоюза опять-таки предсказуема. Другое дело, что, похоже, сторонники демократических перемен в Сирии плохо соотносят свои желания с реальностью. А именно: на смену Асаду может прийти (и, скорее всего, так и будет) политическая сила, сориентированная на исламские ценности и явно построенная не образцам западной демократии. И ответа вот на этот вызов у западных политиков нет. Потому как события в Египте в последние месяцы убедительно доказывают: процесс согласования энергии революционных масс с доминированием принципов шариата далеко не простой, а самое главное – реально конфликтный, вплоть до горячей стадии противостояния.

В мире произошла смена ( кое-где формальная) правителей в ключевых странах – США, России, Китае и Франции. Победа Барака Обамы выглядела закономерной, хотя всех надежд нации президент оправдать не мог, да и сделать это в тех условиях было просто нереально. Самое важное в победе Обамы – это торжество демократической процедуры, наличие реальной борьбы взглядов: Обама, возможно, впервые за двадцать с лишним лет действительно идейный выбор американцев. И его торжество – это торжество идеи социального государства в оплоте мирового капитализма. Чем не реальный сдвиг американского общества? Первым было само по себе избрание чернокожего человека на высший пост в стране, сейчас это ментальное движение мысли в головах миллионов приобрело качественный смысл. Обама – как ни прозвучит это пафосно – президент трудящихся американцев. Наверное, странный для Америки, но очень правильный в наше время эпитет.

Смена власти в Китае – тоже свидетельство стабильности существующего там политического устройства. Руководство КНР к подбору нового вождя снова подошло сугубо прагматически. Си Цзиньпин – человек смутно, помнящий времена Мао Цзедуна, во всяком случае, никак не связанный с ними практически, сегодня представляет собой всю суть китайской власти – это люди сдержанные, приветливые, но чрезвычайно немногословные. Такой стиль для претендента на мировое господство в ближайшем будущем – свидетельство готовности к новому «большому скачку». Опыт первой попытки выйти в лидеры (как раз при Мао) оставил слишком много негатива, поэтому сейчас в КНР научились соответствовать древней китайской мудрости о том, что торопиться следует медленно
.
Смены Николя Саркози на Франсуа Олланда – это свидетельство яркого желания населения Франции если и интересоваться политикой, то только лишь по позитивным поводам. Это победа системности и тщательности над пафосом и эффектностью, совести над гордыней, расчета над мечтами. Никто не ждет от Олланда манны небесной, но сохранить свои сбережения без треволнений все же безопаснее при нем. То, что богатые уже недовольны повышением налогов – констатация, что быть «президентом для всех» – явно нелегкая задача.

Возвращение Владимира Путина в президентское кресло было ожидаемым, но при этом не принесло чувства удовлетворения. Потому, наверное, что параллельно начавшееся гражданское движение, взывало именно к диалогу. А в ответ получило то, что получило: власти к этому не готовы. По факту Путин сумел сохранить свой ядерный электорат, все большей становится доля голосовавших «за» в силу отсутствия реальной альтернативы. Все же новые политические фигуры (и господа Миронов с Прохоровым, и Навальный с Собчак) оказались либо мыльными пузырями, либо просто агентами влияния: у людей, выходивших на площади и Москвы и Петербурга в течение года, сегодня нет ни партии, ни лидера. Итог отрицательный для всех, потому как за провалом цивилизованного способа реформирования власти начинает набирать обороты нецивилизованный.

Настоящие классовые бои в ряде европейских стран (Греция, Испания) доказали всем нам, что терпение людей не безгранично. И что социальный протест на самом деле может давать результаты. Другое дело, что протесты в сытой Европе и в странах третьего мира, обычно явления разного происхождения и смысла. Но при этом они создают то, что мы называем реальным движением к переменам. Протестуют и бюджетники, и студенты, и фундаменталисты, и радикалы. А значит, рано или поздно каждый должен будет найти свое место по ту или иную сторону баррикад.

В Украине: от «стенки на стенку» к «пора договариваться»

В отечестве главным стало, конечно же, формирование нового парламента. И здесь наиболее важными являются два тезиса. Первый – выборы в Украине прошли действительно демократично, второй – всем политическим силам, избирателям и власти необходимо сделать правильные уроки из прошедшей кампании. Появление новых политических сил в Раде – это запрос общества на обновление подходов. Как бы мы ни относились к тому, что несет с собой «Свобода», она отражает настроения части украинцев, иначе ее бы не было в составе парламента. И сегодня ситуация «стенка на стенку» – это отсутствие содержательного диалога между фракциями, а значит, между разными частями общества. При этом что власть, что оппозиционеры говорят об общем благе. А это значит, что найти общие подходы к его достижению – это и есть задача парламентариев, на это давался реальный мандат доверия, а не на выяснение отношений. Но здесь не менее важна ответственность избирателей. Ведь, что ни говори, а многие из нас после дня голосования быстро забывают, за кого проголосовали (опять-таки не важно, кто конкретно за какую партию или кандидата, но важно понимать, что это именно наш выбор), и наблюдают за происходящим в зале заседаний, как за спектаклем. И вот пока мы не станем относиться к этим людям как к нанятым нами на службу, пока мы будем видеть в них начальников, до тех пор ничего в стране, а главное в нашем сознании не изменится. И поэтому 2012-й для украинцев, наверное, стал годом избавления от иллюзий. А значит, до осознания ответственности и «работы над ошибками» совсем уже недалеко.


В Крыму
: команда решает все

На местном уровне итоги года выглядят куда более оптимистично. И дело здесь в том, что власть действительно сумела продемонстрировать в автономии командную игру. В свою очередь оппоненты, к сожалению, оказались не готовы противопоставить что-либо внятное. Вот и получается, что на сегодняшней день кадры действительно решают все. И это дает основания предположить, что стабильность, предсказуемость и постепенный прогресс – это то, на что Крым может рассчитывать. Во всяком случае, умение расставить приоритеты и организовать ответственность за результат уже продемонстрировано. 

Подготовил Александр Севастьянов