Виктор Янукович выбирает движение «по прямой»

Президент дает понять чиновникам, что у него хорошая память и выданные народу обещания надо выполнять

История с осуществлением социальных инициатив Президента явно переходит из разряда имиджевых в разряд остро политических. Как-никак, власть взяла на себя действительно амбициозные обязательства – особенно, на фоне кризиса и высоких цен на российский газ. Поэтому следить за работой чиновников сейчас – не только право, но прямая обязанность Президента.

Министров на переправе не меняют. Пока
Конечно, предвыборная ситуация заставляет любую власть искать выходы для улучшения своего имиджа в глазах населения. Особенно – при неблагоприятных внешних факторах. А этого сегодня хватает: политическая подоплека отношений с Европейским союзом, явно исповедующим двойные стандарты в диалоге с Украиной, а также неприкрытый «газовый шантаж» со стороны Москвы, далеко не самые радужные условия для осуществления внутренних реформ в стране. Из этого следует, что Виктору Януковичу приходится очень даже нелегко.

При этом политическая обстановка внутри страны «дышит» только выборами. Какие уж тут реформы? Но Президент сказал четко: взятые на себя обязательства мы будем выполнять, несмотря на трудности, как объективные, так и субъективные, а если необходимо – будем поправлять отдельных исполнителей прямо по ходу.

В этом отношении интересно заседание руководящего совета Комитета экономических реформ, проведенное Януковичем 19 апреля. Президент не стал прятаться за красивыми формулировками о том что «лед тронулся» и «процесс пошел», а начал с достаточно пессимистичного для некоторых министров заявления: «Скажу откровенно: я недоволен». Учитывая, что на совещании присутствовали все самые весомые чиновники Кабмина и Администрации Президента – разговор должен был быть прямым и недвусмысленным. Однако, Янукович не стал устраивать публичную порку: непосредственные претензии были высказаны на закрытой части заседания. Позже стало известно, что в ряду провинившихся оказались Министерство социальной политики (Сергей Тигипко), Министерство здравоохранения (Раиса Богатырева) и Минрегионстрой (Анатолий Близнюк). Кадровых выводов не последовало, хотя намек о них прозвучал открыто.

Итак, чем же недоволен Президент? Если рассмотреть ответственность каждого из министров отдельно, то станет ясно, что Тигипко медлит с пересчетом пенсий, а новые суммы должны быть узаконены (а значит – выплачиваться) уже с 1 мая, Богатырева – не может организовать работу по снижению цен на лекарства, а Близнюк – не справляется с идеей о низкопроцентной ипотеке. Собственно, важны даже не столько проблемы, сколько жесткость, с которой говорит о них Президент. Да и личности, к которым он предъявляет претензии, также показательны.

Показательны хотя бы потому, что Тигипко и Богатырева, прежде всего, политические лица в нынешней команде Януковича. На них делается ставка, в том числе, и на выборах. Поэтому критиковать их – это критиковать своих ближайших политических соратников. Насчет Близнюка – тоже показательный случай. Этот министр – один из наиболее давних партнеров Януковича, еще со времен руководства Донецкой областью – как говорится, «свой человек». Но когда речь идет о конкретной работе, дружба отходит на второй план. Кроме того, Президент однозначно дает понять: никто не сумеет «отсидеться», прикрываясь партийным или предвыборным иммунитетом.

Виктор Янукович демонстрирует личное отношение как к самим реформам и социальным преобразованиям, так и к кадровой политике. К тому, что начальники в нашей стране привыкли устраивать публичные истерики и спектакли все давно уже привыкли, свыклись все и с отставками по поводу и без. Поэтому-то Янукович и поступает в этом отношении осторожно и не будоражит страну частыми «перетасовками колоды».

Из ситуации с критикой отдельных министров можно сделать несколько выводов. Первый – управленческий: Президент твердо решил довести начатые преобразования – до логического и положительного завершения, предвыборный период в этом смысле – лишь временной фон. Второй – кадровый: Янукович руководствуется принципом «тише едешь – дальше будешь», явно предпочитая его формуле «незаменимых людей нет». Поэтому отставки в правительстве – это действительно вызревшие решения, когда становится очевидна неадекватность того или иного руководителя занимаемому посту. Третий наш вывод – политический: Виктор Федорович решил напрямую объяснять народу, что получается, а что – нет, не уходя от неудобных тем и вопросов. С одной стороны – это смелое решение, с другой – выстраданная необходимость, как конкретного человека, так и всей страны.

Как премьеру на неудобные вопросы пришлось отвечать
Плоды прямого общения с населением почувствовал на себе сразу же после президентских замечаний премьер-министр Николай Азаров. Он посетил специализированный медицинский центр, в котором проходят реабилитацию и лечение ликвидаторы аварии на ЧАЭС. История с отъемом льгот у этой категории населения в прошлом году стала поводом для неоднократного штурма здания парламента. Однако – что свершилось, то свершилось. Правительство пообещало выплачивать чернобыльцам некую повышенную пенсию. Но и здесь, как выяснилось, не все гладко.

Общаясь с премьером, один из ликвидаторов так и сказал Николаю Яновичу: дескать, вот ваша повышенная пенсия меньше той, которую я могу получать просто по трудовому стажу. И далее прозвучал, как говорится, судьбоносный вопрос: «Как вам теперь верить, Николай Янович?» На что Азаров ответил, что если бы не непосильные цены на газ со стороны России – то хватило бы средств и на пенсии, и на современное медицинское оборудование в чернобыльском центре. В общем, жили бы мы иначе, если бы…

И что показательно в этом диалоге – в нем правы обе стороны. Ведь инвалид-чернобылец имеет право получать оговоренные законами и постановлениями материальные выплаты от государства, а государство в лице конкретных ведомств обязано ему их обеспечивать. Но – и это тоже объективная реальность – ситуация в стране явно не способствует 100-процентной социальной политике. Приходится – именно приходится экономить. Пусть даже и в тех случаях, когда делать очень и очень непросто.

Из случая с Азаровым хочется сделать еще один вывод: для того, чтобы ты сохранял политический авторитет, необходимо прямое общение с народом, если угодно – надо объяснять, просто и доходчиво – каждый свой шаг. И идти к своей цели «по прямой», иначе дойти будет невозможно. Виктор Янукович и его команда, похоже, понимают, что другого выбора у них нет. Иначе – все обещания и инициативы не будут иметь смысла.