Эксперты стран Причерноморья сверили «часы безопасности»

В конце прошлой недели в Симферополе прошло очень знаковое для Крыма мероприятие: международный круглый стол «Стабильность в Причерноморском регионе: внешние и внутрирегиональные угрозы и пути их преодоления». Организатору мероприятия – Центру изучения проблем безопасности и сотрудничества в Причерноморском регионе, впервые удалось собрать в крымской столице экспертов из всех стран, чьи границы выходят к Черному морю. В режиме неформального общения, не отягощенного протокольными условностями и ограничениями официальных межгосударственных мероприятий, эксперты откровенно поделились с коллегами своим видением проблем безопасности в этом регионе и предложив свои рецепты их разрешения.

Часть мнений, высказанных на этом форуме российскими, турецкими и крымскими учеными, «редакция» предлагает своими читателям. Сразу оговоримся: изложенное ниже – лишь малая толика прозвучавшего на круглом столе. Мы решили сконцентрироваться на взглядах проблем региональной безопасности в Причерноморье с трех берегов: российского, турецкого и крымского, поскольку нестабильность в любом из них будет иметь наиболее серьезные последствия для соседей.

С берега российского: мыльный пузырь «грузинского чуда», усиление Черноморского флота и мифы ПРО по-американски

Российские эксперты в своих выступлениях особое внимание уделили вопросу перспектив сотрудничества своей страны с новым правительством Грузии, что в значительной степени будет влиять на безопасность в Причерноморье: у всех еще свежи воспоминания российско-грузинского вооруженного конфликта. И хотя команда премьер-министра Бидзины Иванишвили еще не прошла стодневный рубеж, после которого можно делать какие-то выводы, россияне смотрят с пессимизмом на улучшение отношений с этим государством.

Как считает руководитель сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яна Амелина, причиной такого скепсиса является наличие в новом правительстве большого количества людей президента Грузии Михаила Саакашвили – пожалуй, самого яркого «симпатика» России в этой стране. Разумеется, их наличие по умолчанию вызывает как минимум подозрение у российской стороны, которой грузины уже шлют месседжи о готовности «начать все с чистого листа».

Да и вообще, по словам эксперта РИСИ, та же грузинская экономика в ее нынешнем состоянии не представляет для России такого уж особого интереса. Ну а то самое грузинское экономическое чудо, о котором так много говорится – это самый заурядный блеф. «Никакого чуда на самом деле нет: экономика страны зависит от внешних займов Запада и поступлений из России. Нет никакого развития промышленности, а развитие туристической отрасли, на которую уповают в Грузии, – абсурд, кормить страну за счет туристической отрасли нельзя. Мнимое чудо основано исключительно на пиар-технологиях власти», – считает Яна Амелина. Ну а если к этому добавить зависимость от экспорта сельхозпродукции из Турции, высокую безработицу и низкий уровень жизни, то чудо становится совсем уж бледным. В общем – не самый привлекательный фон для бурного проявления симпатий между странами.

Но прежде всего, по мнению Яны Амелиной, заводя разговор о какой-либо возможности потепления отношений, Грузии следует покаяться за нападение и убийство российских миротворцев в 2008 году. «Грузия развязала агрессивную войну, она убила российских миротворцев, защищенных международными законами, уничтожила кучу мирного населения, и потом Россию же пыталась сделать в этом виноватой. Это вещи, которые нельзя просто так взять и забыть. Но мы не услышали даже формальных извинений и даже разговора о возможности таких извинений. А без этого речь вообще не может идти ни о чем», – подчеркнула «ястреб», точнее – «орлица» российского аналитического сообщества.

В свою очередь директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев акцентировал внимание присутствующих на еще одном мифе, также непосредственно связанном с Причерноморьем. Это – размещение в Румынии системы противоракетной обороны США. Дело в том, что на сегодня в принципе не существует системы, которая бы гарантировала защиту от ракетного удара: все, что состоит на вооружении у тех же американцев сейчас – крайне неэффективно. К тому же до сих пор сомнительными являются и объяснения, согласно которым эти элементы ПРО монтируются: ни Иран, ни Северная Корея не располагают и ближайшем обозримом будущем не будут обладать средствами доставки, способными поразить территорию США. Не говоря уже о наличии ядерного оружия у Ирана в принципе. Поэтому истинная причина ПРО-активности американцев – Россия. Причем, противоракетные системы, размещаемые все ближе к ее границам – это окучивание территорий «на вырост»: то есть сейчас США стремятся застолбить землю, на которой в перспективе разместятся более совершенные противоракеты. Цель – вынудить Россию предпринимать ответные шаги. Например, ввязаться в изнурительную для экономики военно-технологическую гонку.

Ну а пока эти элементы ПРО по умолчанию, только одним фактом своего присутствия, повышают градус опасности в черноморском регионе: страны, в которых они находятся, становятся предметом более пристального внимания военных стратегов как объекты, подлежащие уничтожению в первую очередь.

Еще один аспект, на котором остановился Вадим Евсеев, стали перспективы усиления Черноморского флота, чего не происходило со времен распада СССР. Вообще этот флот до нынешнего времени не относился к числу приоритетных для военного командования: основным является Северный, затем идут Балтийский и Тихоокеанский. Но ввиду начала реализации планов строительства трубопроводов в рамках проекта «Южный поток» и освоения запасов углеводородов в Черном море, обновление флота становится насущной необходимостью: многомиллиардные вложения в нефтегазовые проекты требуют надежной защиты. «В связи с этим Россия заинтересована, чтобы в регионе не было конфликтов, поэтому нужно будет усиливать флот. Сейчас принято решение о поставке трех современных подводных лодок. По-видимому, Россия будет и в дальнейшем наращивать свое военное присутствие в Черном море», – добавил эксперт.


С берега турецкого: «российскому флоту в Крыму – быть!» и «дружба против нестабильности»

Пребывание и статус Черноморского флота России в Крыму стало лейтмотивом выступления профессора турецкого Измирского университета доктора Нежата Таракчи. По его мнению, усиление российского флота и его базирование именно в Крыму является залогом обеспечения безопасности в регионе: возможный вывод флота из Севастополя может привести «к непрогнозируемым последствиям, хаосу и противостоянию». Поэтому Харьковские соглашения, продлившие срок пребывания ЧФ России в Крыму, турецкий эксперт расценивает как однозначно позитивный шаг. Более того, он считает, что России следует закрепиться и в Средиземноморье, для снижения доминирования там США. Этот шаг, по мнению Нежата Таракчи, благотворно бы сказался на стабильности в том регионе, значительно уменьшив перспективу «экспорта» конфликтов из Средиземноморья.

России также следует гораздо активнее взаимодействовать с Турцией в вопросах обеспечения безопасности друг-друга: в этом вопросе турки могли бы укрепить позиции россиян на Северном Кавказе, помогая смягчать воздействие на этот регион со стороны США. В свою очередь от России ожидается активная позиция по вопросам безопасности на Ближнем Востоке: конфликт в Сирии и, возможно, в Иране не нужен ни Москве, ни Анкаре. Ну а основой такого союза могла бы стать все тот же энергетический фактор: турки очень заинтересованы в российских нефти и газе.

С берега крымского: «Причерноморье без конфликтов немыслимо»

Весьма пессимистически на возможность существования государств Причерноморья смотрит доцент кафедры экономических и социальных наук Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Сергей Киселев. Дело в том, считает эксперт, что этот регион ввиду своего положения просто немыслим без противостояния самых влиятельных мировых игроков: интересы как минимум двух из них – России и США будут сталкиваться здесь постоянно. А ввиду повышения транзитного потенциала Черного моря для перевалки энергоносителей из Средней Азии – тем более. Вообще противостояние американцев и россиян в Причерноморье – является частью так называемой «Большой игры»: соперничеством этих двух центров мировой силы за доминирование в Центральной Азии, Ближнем Востоке и на Кавказе. А поскольку ни один из участников игры выходить из нее не планирует – Причерноморье без конфликтов немыслимо. Единственным рецептом для и возможного прекращения, по мнению Сергея Киселева, является договоренность стран региона и, прежде всего – России и Турции, при которой только они могут между собой решать проблемы во взаимоотношениях друг с другом, без вовлечения внешних сил. Ведь именно от вмешательства внешних сил конфликты здесь и возникают – уверен эксперт.


Сергей Таврин