Воспитали драчуна – готовьте сто баксов

Если школьник бьет товарищей, это может ударить по карману родителей. «редакция» выясняла, как именно

В Саках девятиклассника приговорили к полутора годам условно за то, что он побил одноклассника, а его родителям придется выплатить еще и материальный ущерб – 1174 гривен. Для Крыма этот приговор – довольно редкий случай, чаще всего родители подравшихся ребят улаживают конфликт без милиции. Но он напомнил, что школьная драка, которую мы привыкли считать обыденным делом (пока оно не касается наших детей), дело, вообще-то, уголовное: поставив синяк на чей-то лоб, ваш ребенок подводит вас под статью.

Что мальчишки в школах дерутся, ни для кого не новость – и сегодня, и сорок, и сто лет назад будущие мужчины выясняли таким образом, кто самый сильный, смелый и главный. Наверное, каждый хотя бы раз в жизни приходил домой с расквашенным носом, подбитым глазом и разбитыми костяшками пальцев. Отцы, старшие мужчины в семьях, ругают малышню за драки и в то же время сами учат, как правильно дать в зубы обидчику. Таков он, мужской мир. В честной драке большинство даже не видит ничего плохого. Пока она не приводит к тяжелым последствиям. В случае с учениками девятого класса Лесновской школы Сакского района, подравшимися на перемене в школьном коридоре, речь шла об умышленном нанесении тяжких телесных повреждений: у подсудимого, инициатора драки, вывих костей и закрытый перелом левого предплечья, потерпевшему, как сказано в приговоре, «сделали операцию на левой руке». 

Нарваться на иск можно и за меньшее. Юрист Александр Яценко рассказал «Газете»: если ребенок младше 16 лет наставил другому ребенку синяков, родители побитого имеют право обратиться в милицию, по факту умышленного нанесения легких повреждений откроют уголовное производство. И родители драчуна заплатят штраф – от 850 гривен.
– Но чаще всего родители все-таки не обращаются в милицию в таких случаях, – поясняет Александр. – Сами разбираются. Да и не факт, что из-за одного-двух синяков уголовное производство откроют. Еще родители, если им очень хочется судиться, могут подать гражданский иск, мол, избиение их ребенка нанесло вред их репутации. Правда, это уж совсем редкий случай, в моей практике такого не было. 

Разбитый нос, выбитый зуб, ссадины квалифицируются как побои, за это родителям тоже грозит штраф от 850 гривен, в зависимости от характера нанесенных травм. Сам за себя ребенок может отвечать только когда ему исполнится 14 лет, если он нанес кому-то тяжкие повреждения. В остальных случаях последствия его «разборок» будут оплачивать родители. Самое страшное, что может грозить самому забияке – его поставит на учет криминальная милиция по делам детей. 

«А что же учителя?» – спросите вы. Ведь родители, отправляя ребенка в школу, вверяют его безопасность педагогам. 

– Учитель, по инструкции, обязан предотвратить драку или остановить ее, – рассказал «Газете» директор симферопольской гимназии №1 Игорь Ковалев. – Обычно для этого достаточно словесного воздействия. В крайнем случае, учительница (педколлективы в школах преимущественно женские) может попросить старшеклассников, чтоб помогли драчунов растащить. 

Если же учитель драку все-таки допустил, штраф ему, по словам Яценко, не грозит. Накажут выговором.

Правда, по мнению Игоря Ковалева, нынешние школьники дерутся намного меньше, чем «поколение пепси».

– Дети больше времени проводят дома, за компьютерами, у них нет свободного времени. Они меньше гуляют, меньше времени проводят вместе. Это домоседство молодежное, думаю, вошло в традицию в тревожные девяностые: тогда родители старались держать детей 

Софья Коломейцева