Как спасти вокзал от потопа?

«редакция» разобралась, почему Симферопольский железнодорожный вокзал во время ливней больше напоминает порт, и нашла три выхода из ситуации.

Сильный дождь становится в крымской столице настоящим стихийным бедствием, подтапливая целые кварталы и останавливая движение транспорта. Не удивительно: из тысячи с лишним километров симферопольских дорог ливневой канализацией снабжены только 37. Самое проблемное место города – район железнодорожного вокзала. Последний раз стихия серьезно напомнила о себе 28 августа, когда дождевые потоки затопили привокзальную площадь, фактически парализовав движение транспорта по улице Гагарина и даже остановив на несколько часов движение поездов на вокзале крымской столицы.

Причина №1: нечистоплотные прохожие и стихийные торговцы
Объяснение потопу у железнодорожного вокзала простое: это самая нижняя точка города, куда стекаются поверхностные воды отовсюду. Но последние годы стихия испытывает «ворота Крыма и крымской столицы» все чаще.

Начальник ЖКХ крымской столицы Анатолий Рогов винит стихийных торговцев и нечистоплотных горожан: действующая ливневка справлялась бы с объемами воды, будь люди хоть чуть-чуть аккуратнее.

– Если не будут бросать где попало мусор и главное – пакеты, если «Чистый город» вовремя уберет листву, никаких проблем не будет, – уверен начальник ЖКХ крымской столицы. – Сейчас на вокзале стихийщики оставляют мусор где попадя, поток несет всю эту дрянь и закупоривает ею решетку ливневки. Когда в октябре был сильный дождь, подтопило участок на углу бульвара Франко и Менделеева. Причина – два пакета и опавшая листва. Очистили решетки, и вода вмиг ушла.

Со словами Анатолия Рогова согласен и его предшественник, ныне заместитель председателя Рескома автономии по строительству и архитектуре Юрий Тимонов. Когда в 2007 году коммунальщики чистили ливневый коллектор в районе вокзала, вспоминает Юрий Анатольевич, оттуда доставали что угодно – от коробок до матрацев: это все натащили бомжи, облюбовавшие один из колодцев коллектора.

Причина №2: сложность конструкции вокзальной ливневки

Как пояснил «Газете» экс-начальник управления городского хозяйства Симферополя Юрий Тимонов, ливневый коллектор представляет собой не просто трубу, а своего рода лоток два метра в ширину и метр в высоту, но в районе железнодорожного вокзала коллектор имеет свои особенности.

– Под пешеходным переходом между бульваром Ленина и привокзальной площадью построен своего рода отстойник, – рассказывает Юрий Тимонов. – Это технологически необходимо было сделать, поскольку рядом проходят кабели, и их надо обойти сверху. Получилась такая система: под переходом отстойник, а в районе этих кабелей дно коллектора приподнимается на определенную высоту, соответственно уменьшается пропускной диаметр. К Салгиру, куда сбрасывают все ливневые стоки, вода уходит уже по лотку со стандартным сечением – два на метр.

Что делать?

Три варианта спасения от потопа

Первый шаг к решению проблемы – следить, чтобы решетки коллектора не засорялись. Для этого надо, как уже сказал Анатолий Рогов, вовремя вывозить мусор, опавшую листву, ну и от себя добавим – коммунальщикам вовремя мести улицы.

Второй шаг сложнее: перестройка самой ливневки. Логичный выход из ситуации – перенести кабель, но во сколько это обойдется, никто говорить не берется.

– И куда переносить кабели? – говорит Юрий Тимонов. – Это практически невозможно, там множество коммуникаций. Если в то время, когда все строили, сделали в таком варианте, то другого варианта, значит, просто не было.

И третий шаг для решения проблемы – построить ряд параллельных ливневых коллекторов выше привокзальной площади, например в районе улицы Павленко, и таким образом перехватывать дождевой поток. Такой шаг, по мнению Юрия Тимонова, снизит нагрузку на ливневую канализация, что на привокзальной площади. Но осложнить задачу могут новые нормативы.

– Все дождевые стоки у нас попадают в Салгир, – говорит экс-начальник управления городского хозяйства Симферополя. – Несколько лет назад изменились государственные нормы при строительстве ливневых канализаций: если стоки из нее со временем попадают в реку, необходимо строить очистные сооружения, поэтому строительство ливневых коллекторов стало намного дороже.

В то же время

Почти полмиллиарда на достройку коллектора

Достройка в районе вокзала коллектора глубокого заложения – это отдельная тема. Она более чем актуальна для района железнодорожного вокзала да и для города в целом. Но ситуации эта стройка не изменит. Начатая еще во времена СССР, в середине 90-х, она заглохла, но в августе, к слову, аккурат после очередного потопа, о коллекторе заговорили вновь. Симферопольский градоначальник заявил, что городские власти намерены обратиться в крымское правительство и Кабмин страны с просьбой выделить на эти цели в следующем году около 90 млн. гривен.

– Осталось там около 13 км, чтобы дойти до очистных сооружений. Он уже, в принципе, дошел до железнодорожного вокзала, – объяснил журналистам мэр Симферополя Виктор Агеев. – Но сумма там приличная, поэтому мы сегодня обращаемся и в Совет министров и в Кабинет министров, там надо около 400 млн. гривен. Мы просим на следующий год хотя бы миллионов 90, чтобы начать работы и поэтапно их выполнять.

Однако к спасению от стихии это, повторим, не имеет никакого отношения.

– Этот коллектор разгрузит канализационные сети Симферополя, – пояснил «Газете» Юрий Тимонов. – Но, по действующим нормативам, ливневые стоки в канализационный коллектор сливать нельзя.

Большие планы

Ливневки для спасения многоэтажек

В далеко идущих планах городских властей – расширение системы ливнестоков в районе Старого города, где во время дождей существующая система (которая есть далеко не на всех улицах) просто не справляется с объемом воды. Кроме того, в планах – строительство системы ливнестоков в крупных спальных микрорайонах крымской столицы.

– В районе улиц Маршала Жукова, Героев Сталинграда отсутствие ливневой канализации не позволяет содержать в порядке дороги, а дожди просто подмывают стоящие на склоне многоэтажные дома, – говорит симферопольский мэр Виктор Агеев. – Мы планируем включать в бюджет средства на строительство ливневой канализации там, где ее никогда не было. И, разумеется, на содержание и ремонт уже существующей сети.