«Я полюбил страдание»

Так называется книга воспоминаний... В эти дни отмечается 135 лет со дня рождения архиепископа Луки. Дата не и круглая... Но не хочется упускать этот повод, чтобы еще раз рассказать о нескольких фактах, о подвиге жизни этого удивительного человека.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (родился в 1877 году в Керчи, умер 11 июня 1961 года в Симферополе). Еще при жизни о нем ходили легенды по всей Российской империи, потом – в СССР и за рубежом. Последние пятнадцать лет своей жизни он отдал Крыму: с тех пор, как в мае 1946 года Высокопреосвященнейший Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.

Только один случай из многих
Это произошло в Ташкенте в 1921 году. Советские органы были шокированы: такое не укладывалось в их понимание. Дескать, когда вся страна вела непримиримую войну с религией – «освобождала» народы от «предрассудков», грабила и уничтожала храмы, священнослужителей, – заслуженный человек, главврач Ташкентской горбольницы, блестящий хирург, доктор медицины, автор ряда монографий, преподаватель медицинского факультета Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий принимает… священнический сан. Доходило до смешного: группы студентов отправлялись к своему профессору домой, чтобы наставить на «путь истинный».

Летом того же года в Ташкент из Бухары доставили раненых красноармейцев. У многих в пути под повязками образовались колонии личинок мух. Тут же пустили слух, что врачи-вредители решили сгноить бойцов. ЧК арестовала нескольких врачей. «Латышский стрелок» Я.Х. Петерс, возглавлявший местный ЧК, решил сделать суд показательным. В роли эксперта пригласили и Войно-Ясенецкого, который сказал, что «личинки действуют на заживление ран благотворно». В архивах сохранился следующий диалог.

Петерс:
– Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?
– Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Но Петерс наказания добился: врачей приговорили к 16 годам тюрьмы. Правда, под давлением обстоятельств и при содействии Войно-Ясенецкого начали их отпускать уже через месяц для работы в клинике, а через два – и вовсе освободили. Времена были еще не сталинские...

«Готов вернуться в ссылку»
Но карательные органы не успокоились. Искали любую зацепку, чтобы расправиться со «слишком умным» профессором. Пошли ссылки – одна за другой – из Ташкента в Енисейск, Туруханск, Архангельск. «Лично товарищ Киров» его уговаривал обменять сан священнослужителя на должность директора медицинского института. Он отказался. Всего он пережил три ареста, отбыл одиннадцать лет тюрем и ссылок.

В начале войны священник-доктор, которому было уже за 60, отправил телеграмму всесоюзному «старосте» Михаилу Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Сколько жизней спасли его ученики, его книги, наставления? Это учету не поддается, но было оценено, когда Сталин в тяжкие годы войны позволил сделать Церкви послабление: в 1943 году за монографию «Очерки гнойной хирургии» ему вручили Сталинскую премию первой степени в размере 200 тысяч рублей. Из них 130 тысяч он отправил в детские дома сиротам погибших воинов. В декабре 1945 года награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В последние годы жизни владыка Лука ослеп. Надиктовывал свои мемуары. Однако его автобиографическая книга «Я полюбил страдание…» вышла в постсоветское время.

За годы священства Лука произнес 1250 проповедей, из которых 750 записано. Провожать его в последний путь в июне 1961 года вышел чуть ли не весь Симферополь. Такой процессии здесь не видели ни до, ни после.

Его скромность поражала и восхищала

Рассказывает внучатая племянница архиепископа Луки:
– У святителя Луки было большое семейство, – говорит корреспонденту «Газеты» Майя Дмитриевна Тум, внучка старшего брата святителя Луки Владимира, бывшая учительница английского языка в симферопольских школах № 20 и № 21. – После кончины его жены Анны Васильевны Ланской в 1919 году Войно-Ясенецкий остался с четырьмя детьми в возрасте от 6 до 12 лет. Впоследствии все они пошли по стопам отца. Два сына – Михаил и Валентин стали докторами медицинских наук, Алексей – доктором биологических наук, дочь Елена (в замужестве Жукова-Войно) работала врачом-эпидемиологом в Одессе. Михаил был известным паталогоанатомом в Ленинграде, Валентин – офтальмологом в Одессе.

Майя Дмитриевна рассказала, что она с мамой Верой Владимировной Прозоровской жила в Симферополе на улице Курчатова, неподалеку от Свято-Троицкого собора, занимали две комнатки. А рядом с ними, тоже в двух комнатах, обитал Валентин Феликсович. И подчеркнула, что его скромность поражала и восхищала. В одной из этих комнат он принимал многочисленных посетителей. Из убранства в его жилище были только железная кровать, фанерные шкаф и тумбочка, заполненные книгами, журналами, различными инструментами.

По словам Майи Дмитриевны, внуки и правнуки тоже стали учеными. Владимир Лисичкин – академик Российской академии наук, Ольга Валентиновна Войно-Ясенецкая была создателем Одесского областного паталогоанатомического бюро.

Святитель Лука исцелял и исцеляет

Различные публикации, а теперь еще и интернет полны сообщениями о силе духа великого подвижника Валентина Войно-Ясенецкого, который помогал и помогает страждущим – как при жизни, так и по сей день. Вот лишь некоторые из них:

Жительница п. Зуя Белогорского района:
– У дочки заболел глаз. Святитель Лука деликатно попросил специалистов сделать ей операцию, подробно описал болезнь, сделал рисунок глаза, дал рекомендации докторам, указал, какой режим питания должен быть. А еще сказал, что будет молиться за нее. Операция прошла успешно.

Анна, жительница Симферополя:
– У меня был после каждого приема пищи начинались сильные боли. Врачи предложили операцию. Но Святитель Лука осмотрел, дал лекарство – и болезнь прошла без всякого следа.

Родственники Семена, жителя Симферополя:
– Он был безнадежно болен. Просил архиепископа Луку присутствовать при операции. Он спросил: «Веришь ли ты в Бога?» «Верю, владыка, но в церковь не хожу», – ответил Семен. «Молись, – говорит. – Благословляю тебя и отстраняю от операции. Пятнадцать лет не будет никакой операции». Так и случилось.