Милиция 20-х: на конях и с пулеметами

Милиционеры сегодня отмечают профессиональный праздник. А свою историю правоохранители Крыма ведут с 1920 года

Сегодня День милиции. Этот праздник был учрежден в Украине совсем недавно – в 1990-м году. Между тем история крымской милиции насчитывает уже без малого сто лет – Рабоче-крестьянская милиция (РКМ) была создана на полуострове в январе 1920 года, а служба уголовного розыска появилась и того раньше – в 1918-м.

Каждый день облава и 3-4 обыска

Мы привыкли, что милиционер должен быть в форме. Однако о каком единообразном обмундировании могла идти речь в 1920-м, когда вокруг была разруха и еще не унялись революционные вихри? Поэтому первые милиционеры ходили в гражданской одежде. А для того, чтобы отличаться от обычных горожан, носили на левом рукаве красную повязку с надписью «Рабоче-крестьянская милиция». Затем повязки на рукавах начали заменять специальными металлическими значками, которые носились на фуражках и на левой стороне груди. Интересно, что подобный нагрудный знак был введен и для дворников (носить его необходимо было при оказании помощи сотрудникам органов).
После образования в ноябре 1921 года Крымской АССР нужно было во что бы то ни стало обеспечить органы внутренних дел полуострова единой формой одежды. Так что уже в 1922 году крымский милиционер был одет в двубортную тужурку, на левой стороне которой крепился его личный номерной знак. Остальную часть костюма составляли брюки галифе с лампасами, суконные обмотки и черные кожаные ботинки. Головным убором служила суконная шапка с заостренным верхом, прямым козырьком и отворотами по бокам. На ней крепился овальный значок в форме щита, на котором крест-накрест располагались серп и молот. На ремне с правой стороны находилась кобура с револьвером. На левом боку висела шашка.

Впрочем, проблемами с обмундированием трудности, конечно, не исчерпывались. Квалифицированных сотрудников было мало, а преступников много. Преступность в начале 20-х приняла такой размах, что вероятность быть убитым или ограбленным существовала у каждого жителя полуострова – воры умудрились обокрасть даже квартиру председателя КрымЦИКа Гавена. На полуострове орудовали хорошо вооруженные банды численностью по 12-15 человек. Совершив внезапный налет на село или город, они растворялись в лесах. Одна из самых крупных банд действовала в Бахчисарайском районе и скрывалась на Чатырдаге. Для борьбы с бандами при управлениях милиции создавались специальные конно-пулеметные отряды. Массовые облавы, обыски и аресты в то время были ежедневной практикой крымских милиционеров. Проверялись вокзалы, гостиницы, клубы, аптеки, базары, рестораны. Задерживались любые подозрительные лица, все, кто не имел при себе документов, не имел права на ношение оружия (однако был вооружен) и на передвижение по населенным пунктам ночью. Чтобы представить себе масштаб этих мероприятий, приведем некоторые цифры: с декабря 1921 по октябрь 1922 года на полуострове были устроены 391 облава (то есть каждый день, и даже чаще!) и 1300 обысков, во время которых арестовано 2987 человек. Воровской инструмент и вещдоки, изъятые во время облав и обысков, сохраняли для обучения милиционеров-новичков.
 


Джиу-джитсу для красных командиров

Вскоре стало понятно, что обеспечить Рабоче-крестьянскую милицию квалифицированными кадрами – это задача номер один. И 25 декабря 1921 года в Симферополе открыли курсы подготовки для красных командиров РКМ. Надо сказать, что эти курсы стали первыми не только в Крыму, но и на всей территории РСФСР. Срок обучения составлял пять месяцев, занятия проходили в клубе Главмилиции Крымской АССР (он находился на нынешней улице Горького). Первых курсантов набралось 40 человек (правда, до выпуска доучились только 23), и обучали их весьма всесторонне: от русского языка и арифметики до основ самоокапывания и навыков борьбы джиу-джитсу.

В конце 1920-х годов (по некоторым данным, в 1926-м) курсы были преобразованы в Республиканскую школу по подготовке среднего начальствующего состава РКМ. Школа располагалась в Симферополе, в переулке Эскадронном (ныне – переулок Маяковского), в двухэтажном здании, которое до революции принадлежало столяру-краснодеревщику Николаю Игнатьевичу Чернитенко. Надо сказать, что этот человек был отнюдь не рядовым ремесленником – Чернитенко делал мебель для Белого дворца Николая II в Ливадии. И за эти особые заслуги дом для него, как предполагают историки и краеведы, спроектировал не то сам архитектор Николай Краснов, не то кто-то из его архитектурной школы. Легенда гласит, что на барельефе, украшающем фасад дома, изображен ремешок от наручных часов, которые пожаловал Чернитенко за мебель сам государь. Вот в этом доме и обосновалась школа милиции – под его высокими потолками поместились и учебные классы, и курсантское общежитие, и медицинский изолятор, и ленинский уголок, и служебные помещения. Кроме того, у школы был свой летний лагерь, куда курсантов и педагогов вывозили для практических занятий по строевой, огневой и физической подготовке. Лагерь располагался в 10-12 км от Симферополя, между феодосийским шоссе и Белогорском. Школа готовила кадры вплоть до 1941 года, а с началом войны была эвакуирована из Симферополя. Здание сохранилось – любопытно, что и сейчас оно используется в педагогических целях: в нем находится Межшкольный учебно-производственный комбинат.


Автор благодарит за помощь в подготовке материала Музей истории города Симферополя и ГУ МВД Украины в АРК. 

На фото: Выезд оперативной группы милиции на место происшествия. 1930-е гг.
Источник: из собрания музея ГУ МВД Украины в АРК


Первый регулировщик ОРУД (Отдел регулирования уличного движения, одно из подразделений Рабоче-крестьянской милиции) на улице Симферополя. 1930-гг.
Источник: из собрания музея ГУ МВД Украины в АРК

КСТАТИ


Автор «Человека-амфибии» работал в ялтинском угрозыске


Известный советский писатель-фантаст Александр Беляев по образованию был юристом (соответствующий диплом он получил в 1906 году и до революции несколько лет работал по специальности). А в 1922 году он, оказавшись в Ялте, устроился работать инспектором по делам несовершеннолетних в ялтинский угрозыск. Круг его обязанностей был разнообразен: от фотографирования задержанных до чтения лекций по административному и уголовному праву. Правда, работал он таким образом недолго – в 1923 году Беляев женился и вместе с женой уехал в Москву.