Каталитический нейтрализатор является самой дорогой деталью выхлопной системы автомобиля. Его начинка представляет ценность даже если сам фильтр находится в нерабочем состоянии. Поэтому удаленный катализатор можно продать по выгодной цене, величина которой зависит от модели авто, пробега и прочих факторов.
Предназначение и внутреннее строение автомобильного катализатора
Каталитический конвертер – это элемент выхлопной системы, отвечающий за очистку отработанных газов от вредных компонентов (окись азота и углерода, углеводороды). В дизельных авто в пару к нейтрализатору ставят сажевый фильтр, удаляющий сажевые частицы из газов.
Внешне конвертер представляет собой металлический корпус с входным и выходным патрубками. Внутри находятся керамические соты с напылением из драгоценных металлов. Для защиты нейтрализатора от перегрева применяется специальный кожух.
Очистка газов производится благодаря напылению из драгметаллов, вступающему в химическую реакцию с вредными компонентами. Все это происходит под высокими температурами, оптимальный показатель – от 400 до 800 0С. Более высокие значения приводят к выплавлению сот.
Какие компоненты нейтрализатора представляют наибольшую ценность
Самой важной составляющей автомобильного катализатора являются сплавы драгоценных металлов, покрывающие собой поверхность сот. В частности, речь идет о платине, родии и палладии, которые в чистом виде стоят минимум в два раза дороже золота.
Что касается концентрации ценных металлов, то она может быть разной, и зависит от следующих факторов:
-
Класс автомобиля и страна-производитель. В дорогих авто соблюдаются высокие стандарты по очистке выхлопных газов, поэтому драгметаллов там больше. Также в некоторых странах принято делать серьезный упор на защиту окружающей среды, поэтому фильтры от автопроизводителей из Японии, Франции и Америки более обогащенные;
-
Срок службы авто. Концентрация редких металлов в конвертере уменьшается в процессе эксплуатации, особенно если машина часто работает на высоких оборотах;
-
Тип двигателя. В авто с дизельным двигателем фильтр содержит больше платины, в бензиновом преобладает родий и палладий;
-
Качество топлива. Топливо низкого качества может вымывать драгметаллы из катализатора.
Если смотреть на средние значения, то в одном килограмме выбитого конвертера может находиться около 1,5 г платины, от 1,3 до 1,4 г палладия и до 0,15 г родия.
Можно ли восстановить начинку катализатора в случае поломки
Чаще всего каталитический нейтрализатор выходит из строя либо из-за расплавления и прожига сот, либо из-за механического повреждения. В таком случае ремонт невозможен, единственный вариант – удаление детали. После этого можно поставить новый конвертер, либо его бюджетный аналог (стронгер, пламегаситель). Эта процедура подразумевает настройку ЭБУ и другие нюансы, поэтому лучше обратиться к профессионалам. В Одессе и Харькове удалить катализатор, а также выгодно его продать можно в СТО по выхлопным системам «Восток».
Чаще всего корпус конвертера после удаления ставится обратно на место. В него монтируется обманка для кислородного датчика и пламегаситель. Последний является устройством, снижающим температуру выхлопных газов и уровень шума. Углеводороды и другие вредные компоненты пламегаситель не устраняет. С этой задачей может справится только оригинальный катализатор, а также его универсальный (ремонтный) аналог.
Как извлечь драгметаллы из сломанного нейтрализатора
Современная химическая промышленность позволяет извлекать платину и другие ценные элементы практически без потерь. Обычно этот процесс выглядит следующим образом:
-
Металлический корпус конвертера разрезают и извлекают соты.
-
Посредством XRF анализа определяется концентрация драгметаллов.
-
Фильтры сортируются, после чего проводится помол до однородной массы.
-
Анализ массы для получения точной информации о составе пробы.
-
Извлечение платины, палладия, родия и утилизация отходов.
Существует и ряд других способов извлечения ценных металлов. Например, выщелачивание, обработка соляной кислотой, электродуговое нагревание и гальванический метод.
Выводы
Важнейшим компонентом автомобильного катализатора является напыление из редких металлов (палладий, родий, платина). Благодаря нему осуществляется очистка выхлопных газов от окиси азота и других опасных элементов. В случае поломки конвертер обычно не подлежит ремонту, необходимо удаление. После этого деталь можно выгодно продать, цена будет зависеть от концентрации драгметаллов в сотах.