Силы жить, и жить активно, дает человеку характер

Сегодня исполняется 100 лет ялтинке Елене Петровне Широковой – одной из первых пионеров Крыма, летчице и виноградарю, главному агроному и просто прабабушке четырех правнуков. А нашу «редакцию» она читает со времени ее основания. О долгожительнице рассказывает ее дочь Алла Евцихевич

Моей маме Елене Петровне Широковой – 100 лет. Я счастлива, что судьба сделала всем нам, ее родным, такой подарок. А ей жизнь подарила способность очень любить меня, ее единственную дочь, внучек и правнуков. Хотя как и у всех людей ее поколения, жизнь у мамы была нелегкая, но прожила она ее интересно и честно.
Родилась мама в южнобережном поселке Мухалатка в семье Феодоры Николаевны и Петра Кондратьевича Федчук . Дед мой был военным, служил в особом полку при Ливадийском дворце, куда отбирали статных, голубоглазых, светловолосых. Детей в семье было пятеро: четыре сестры и брат, Елена самая младшая. Интересно, что судьба ее с детства сталкивала с людьми и событиями, знаковыми для страны, Южного берега Крыма. Например, училась она в начальной школе, которая была построена на благотворительные средства, собранные Чеховым. А первой учительницей была дочь знаменитого священника Форосской церкви Ундольского (первый настоятель церкви, погиб в Сибири в ссылке) Мария Павловна.

В 20-х года имение Кокарева в Мухалатке стало государственной дачей, где отдыхали члены советского правительства. Одной из первых приехала на отдых революционерка, деятель международного коммунистического движения Елена Дмитриевна Стасова. Она пришла в поселковую школу и рассказала, что в Москве создана новая детская организация – пионеры. Собралось около 30 подростков, и ребят из Мухалатки и близлежащих поселков приняли в пионеры, в том числе и Лену Федчук. Так что моя мама была одной из первых пионерок Крыма.

Мама всегда была и остается очень активным человеком. После неполной средней школы она пошла учиться на ялтинские агрокурсы. И вскоре стала бригадиром виноградарей в Профессорском уголке в алуштинском совхозе. Шестнадцатилетнюю девчонку стали называть по имени-отчеству: она руководила 25 взрослыми мужчинами и женщинами – остро не хватало специалистов. У нее даже был персональный транспорт – конь Орлик.

Но маме коня было мало, ей хотелось летать. И она поступила в летную школу в Батайске Ростовской области (это летное училище существует до сих пор). Училась управлять самолетом, прыгала с парашютом, много занималась спортом. Однако жизнь возвратила ее в Крым – во время прыжка с парашютом она сломала при приземлении ногу. Пришлось вернуться домой. Здесь она окончила рабфак и поступила в Симферопольский сельхозинститут . Когда училась в институте, встретила свою любовь – Николая Широкова, вышла замуж и родила меня.

Диплом она получала в 41-м, под звуки бомбежки. Мой папа Николай Иванович Широков заведовал сельскохозяйственным отделом Крымского обкома партии и потому оставался в городе до последнего. Из Симферополя семья выезжала, когда туда уже входили фашисты, ночью, на машине с выключенными фарами, торопились успеть в Севастополь на отходящую «Армению». На наше счастье, не успели… (Речь идет о той «Армении», которую немцы потопили, когда она отошла от Ялты.)

Папа отвез нас с мамой в Мухалатку, а сам вернулся в Севастополь. При обороне Севастополя он и погиб. Там же погиб муж моей тети, умерла только что родившаяся мамина племянница Валерия. В 1944-м забрали в армию 19-летнего племянника Валентина, и он погиб под Берлином. Но вернулся с войны, дойдя до Берлина, мамин брат Георгий Петрович Федчук, потом он много лет был начальником ялтинской автошколы. Сестры Евгения и Валентина работали в ялтинских санаториях. Сестра Клавдия – заслуженный деятель искусств Украины, ее скульптурные работы стоят по всей Ялте – Горький , Шевченко, виноделы Егоров и Голицын, Лиза Чайкина, Николай Бирюков…

Сразу после освобождения Ялты маму пригласили главным агрономом сначала в опытное хозяйство Московской сельхозакадемии во Мшатке, а затем в совхоз «Горный» (теперь это отделение совхоза «Гурзуф»). А территория совхоза в те годы простиралась от Симеиза до Гурзуфа. Выращивали не только виноград, но и табак, персики, черешню, инжир, орехи, в теплицах – овощи и ягоды. Главное управление совхоза находилось в нынешнем микрорайоне Ялты – Васильевке. За годы, пока мама там работала, в совхозе построили детский сад, школу, 10 жилых домов, заасфальтировали и озеленили поселковую дорогу, арычную воду направили в трубы. Совхоз создал большое тепличное хозяйство и круглый год снабжал свежими овощами элитные санатории Южнобережья. У мамы за это время скопилось большое количество памятных медалей, грамот и благодарностей. 

Мама вырастила и выучила меня одна. Но я никогда не чувствовала себя обделенной ее любовью, хотя она была очень занятым человеком. А когда я вышла замуж за военврача-подводника Аскольда Евцихевича, то она также полюбила моего мужа, стала ему другом. Когда мама вышла на пенсию, полностью посвятила себя внучкам – Елене и Светлане. Сейчас у нее четыре правнука: Глеб – студент МГУ, Максим заканчивает школу, Никита перешел в третий класс, а Федор готовится идти в школу. Елена Петровна дружит со всеми зятьями, обсуждает с ними не только новости в саду-огороде, но и мировые события.

В чем секрет ее долголетия? Безусловно, в родительских генах и огромном жизнелюбии. Все ее сестры и брат, бабушка прожили самое малое 85 лет (мой дед умер рано, потому что получил ранение еще в Первую мировую войну). Но силы жить, и жить полноценно, дает человеку его характер. Мама умеет радоваться мелочам, полна доброго отношения к людям. И не любит жаловаться на возрастные недуги.

– В любом возрасте есть своя красота и свои достоинства, – говорит она. 

А вашу редакцию она читает с 1934 года, со времени ее создания. Обычно очень сердится на нас, если мы забываем вдруг подписаться на «Крымскую редакцию» вовремя.

Алла ЕВЦИХЕВИЧ.

На фото: Елена Петровна Широкова в канун своего 100-летия.