Кто-кто? Чехов в «милом кожаном пальто»!

Любимая вещь писателя сейчас находится на о-очень дорогой реставрации: 50 тысяч. А после «офицерское непромокаемое пальто» снова отправится на остров Сахалин...

В письмах из своего знаменитого путешествия на остров Сахалин Антон Павлович Чехов называет свое купленное специально для этого случая «офицерское непромокаемое пальто из кожи» «кожаным хитоном», а также «милым кожаным пальто».

«Сегодня смазал кожаное пальто салом. Дивное пальто. Оно спасло меня от простуды», – пишет Чехов. Пожалуй, оно чаще всех других личных предметов упоминается русским классиком, и это совсем не потому, что писатель страдал особой привязанностью к вещам.

– 21 апреля 1890 года Антон Павлович Чехов отправляется поездом из Москвы в запланированную поездку на остров Сахалин. Ему пришлось проехать через всю Сибирь, дорога была длинной и холодной. Писатель купил накануне в Москве, в известном галантерейном магазине «Мюр и Мерилиз» (где он приобретал вещи для всей семьи) это длинное кожаное пальто. В той опасной (по тем временам) и длительной (даже сейчас) поездке через всю огромную страну пальто стало предметом первой необходимости – подушкой и одеялом, защитой от пыли и грязи вечного бездорожья, укрытием от дождей и снегов во время конных переездов, от холода и сырости – на пароходах. Среди других дорожных вещей первой необходимости (термос и грелка) оно стало его постоянным спутником, – рассказывает «Газете» об этой реликвии ялтинского Дома-музея Чехова его главный хранитель Марина Ардюкова. – Антон Павлович три месяца добирался до Сахалина, и, конечно, в дороге ему было необходимо что-то надежное. Он постоянно был или в нем, или с ним, укутывал им ноги или клал под голову. Это о нем писал Чехов сестре Марии Павловне в мае 1890 года: «О милое кожаное пальто! Если я не простудился, то обязан только ему одному. Когда вернусь, помажьте его за это салом или касторкой».

Однако в последние музейные годы верный спутник жизни Антона Павловича заметно «погрустнел».

– Сейчас чеховское пальто находится на реставрации в Севастополе. В музее оно висело в небольшом застекленном шкафу на плечиках, но от времени кожа рассохлась, деформировалась и начала лопаться под собственной тяжестью, – говорит Марина Ардюкова. – Конечно, за ним ухаживали, смазывали, но этого оказалось недостаточно. И мы поняли, что еще немного, и начнутся необратимые процессы, после чего мы его можем потерять. Чтобы сохранить реликвию, мы обратились в Севастопольскую реставрационную мастерскую. Эта фирма десять лет работает на рынке, и мы с ними сотрудничаем уже три года. Дело в том, что в прошлом году мы получили американский грант (39 тысяч долларов), который пошел на реставрацию мебели в кабинете и гостиной писателя, а также льняных занавесей и скатерти в столовой. И севастопольцы выполнили все работы очень аккуратно, точно и качественно, поэтому мы не побоялись им отдать эту ценную вещь. Реставрация таких исторических экспонатов – очень дорогой и непростой процесс. У пальто Чехова внутренняя шерстяная подкладка, оно сделано из натуральной кожи и имеет железные пуговицы. Изначально оно было черного цвета, но в последние годы порыжело. Пальто тяжелое и очень большое, при росте Антона Павловича 184 см оно доходило ему почти до пят. Мы недавно ездили в Севастополь, чтобы посмотреть, как ведутся работы. Пальто демонтировали – разобрали на части, реставраторы обработали его фрагменты в несколько этапов специальными растворами, затем все детали собрали заново.

– Нас часто спрашивают, почему так много денег идет на реставрацию, ведь за эту сумму можно купить несколько новых кожаных пальто, – отвечает на наш вопрос главный хранитель Дома-музея Чехова.

И продолжает:

– С таким же успехом можно сравнить стоимость пластикового столика в уличном кафе и рабочего стола писателя, за которым были написаны шедевры, ведь цена первого будет в несколько сотен раз меньше! За реставрацию чеховского пальто необходимо заплатить 50 тысяч гривен. Точнее, 30 тысяч мы уже заплатили, теперь осталось 20. И мы поняли, что без благотворительных средств нам никак не обойтись, потому что трудоемким и затратным получается даже не сам процесс восстановления экспоната, а возвращение старой полопавшейся коже первоначального вида. Сейчас все реставрационно-восстановительные работы уже закончены, этим летом пальто вернется домой, в Ялту. После реставрации планируем снова разместить его в нашем шкафу, но на специальной подставке, имитирующей человеческую фигуру, или вывесить отдельно в специальной витрине.

Кстати, 22 апреля в доме-музее Чехова началась благотворительная акция «О, милое кожаное пальто!», в которой могут поучаствовать все желающие. Сейчас организована лотерея: в экспозиционном зале, опустив деньги в урночку, нужно на билетике написать свои координаты. Вырученные средства пойдут на реставрационные работы. А по окончании акции, 29 января 2014 года, в день рождения писателя, по итогам розыгрыша победитель лотереи получит картину «Праздничный букет над морем» лауреата Чеховской премии, заслуженного художника Украины Натальи Муравской.

По словам Марины Ардюковой, чеховский дом в Ялте не собирается останавливаться на достигнутом. В 2015 году, когда все будут отмечать 125 лететие чеховского путешествия на Сахалин, сотрудники музея планируют пальто и другие вещи писателя отправить еще раз на этот остров, попутно выставляя в музеях, находящихся по маршруту следования писателя. Чтобы организовать такую масштабную акцию – с выставками, перевозкой и охраной экспонатов, конечно, необходима серьезная финансовая поддержка государства и частных лиц:

– Мы бы очень хотели провести эту акцию. И если в 90-е прошлого века все музеи бывшего СССР просто боролись за выживание и сохранение своих фондов, то теперь, когда к нам вернулись внимание и признание, а также международная поддержка, мы можем позволить себе мечтать о таких мероприятиях. А они необходимы, чтобы еще раз напомнить современникам не только о значении Антона Павловича для русской литературы, но также о роли Чехова как врача и общественного деятеля, который обследовал положение, жизнь и быт каждого из ссыльных и каторжных жителей острова Сахалин, для чего собственноручно заполнил около 10 тысяч анкет для переписи населения штрафной колонии и беседовал лично с каждым из них.

Справочная «Газеты»

Маршрут чеховского путешествия на остров Сахалин:

Москва – Сергиев Посад – Кострома – Нижний Новгород – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Томск – Красноярск – Иркутск – Сретенск – Благовещенск – Николаевск – Александровск (где находилась тюремная администрация Центрального Сахалина).