Победила "богиня жесткой рифмы"

Оказывается, за последнее время количество детей, которые пишут стихи, увлечены поэзией, значительно выросло. В ялтинском конкурсе юных поэтов и чтецов в этом году участвовали более ста школьников. «редакция» побывала на подведении итогов в музее Пушкина в Гурзуфе, познакомилась с победителями и попыталась понять, что привлекает сейчас детей в поэзии.

Обычно чинный дом Ришелье (и конкурс назывался чинно – «Мы рождены для вдохновенья») в этот день радовал детской беготней. Тщетно учителя пытались урезонить озорников – атмосфера веселого праздника брала свое. Днем рождения детского поэтического конкурса стало 6 июня 1999 года, 200-летие со дня рождения Пушкина. Его инициировал и многие годы проводил крымский поэт Леонард Кондрашенко. 

«Здравствуй, племя младое!»

В этот раз конкурс проходил на двух площадках – для чтецов, которых было около 70, и поэтов. Видимо, молодежь уже пресытилась техногенно-виртуальной реальностью и вновь пошла в лирики. Например, знакомая рассказала, что ее внук слушает аудиокнигу «Джен Эйр» Бронте на английском языке. На вопрос бабушки зачем, юноша ответил, что в подлиннике ему больше нравится и, вообще, «классная, оказывается, книга».

Второклассница ялтинской школы №1 Алиса Поваренкова участвовала в конкурсе чтецов и в прошлом году и тогда заняла третье место. В этом году Алиса читала «Элегию» Пушкина, «потому что люблю его стихи, и мы с бабушкой ехали в гости в его домик в Гурзуфе». А какие самые любимые пушкинские строки, спрашиваю, ожидая, что-нибудь типа «У лукоморья дуб зеленый», но маленький эльф с голубыми глазами неожиданно выдает:

Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило…

Опешив от серьезности ответа, спрашиваю, а чем они тебе нравятся? Удивленно взглянув, восьмилетнее чудо отвечает: «Они же красивые. Такие же красивые, как и наша природа». И действительно, как можно этого не заметить.

«И пальцы просятся к перу, перо к бумаге»

Судя по конкурсу, у современной ялтинской поэзии женское лицо: свои стихи читали только девушки. Почему? Ученица ялтинской гимназии им. Чехова 16-летняя Анна Климова (она заняла в конкурсе второе место) объяснила свое увлечение так:

– Я первые стихи написала в классе первом или втором. И если ты что-то умеешь, если в тебе есть талант, то надо себя проявлять, а не стыдиться этого. Ведь рифмовать строчки, наверное, может каждый. Но стихи – это нечто другое, нужно чувствовать в этом потребность, это должно быть что-то с душой. И они получаются тогда, когда переживаешь потери, разочарование, обиду. Сколько у меня стихов? Не считала, но нормальных, наверное, штуки три. Те, за которые мне не стыдно. Мои кумиры в поэзии – Пушкин, Лермонтов, Есенин. Кем я хочу стать? Наверное, переводчиком.

Пушкину были посвящены и многие авторские произведения. Например, стихотворение- победитель называлось «Городу Пушкина», оно стало своеобразным продолжением известной пушкинской аллюзии «Там некогда гулял и я, Но вреден север для меня». Автор, ученица 11-го класса тоже первой ялтинской школы Виолетта Габдрахманова, рассказала:

– Я выросла на сказках Пушкина. Мама перед сном всегда открывала книгу его сказок и читала, и даже если она засыпала, то я дальше читала сама. Моя любимая сказка была о царе Салтане. Сейчас я очень люблю Маяковского и Бродского. Я не считаю увлечение поэзией старомодным и смешным, может, потому что мне повезло с друзьями. Они тоже пишут стихи, но предпочитают любовные. А мне больше по душе гражданская, философская лирика. Подруга меня называет «богиня жесткой рифмы». Я хочу стать журналистом.

К нашему разговору подключилась учитель русского языка и литературы ЯУВК №1 Ольга Данилкина:

– Виолетта учится в профильном филологическом классе, это моя любимая ученица. Она заняла третье место в этом году на республиканском конкурсе рукописной книги, где были представлены 12 ее стихотворений. У нас не просто общеобразовательное учреждение, мы школа-коллегиум, поэтому свои дарования холим и пестуем. Вот, вчера я своим детям в качестве темы для сочинения дала фразу Ионеско: «Искусство бесполезно, но эта бесполезность необходима». Не знаю, что там они написали, но мне самой интересно.

Отрывок из стихотворения Виолетты Габдрахмановой «Городу Пушкина»

Как будто бы Венеция, но только ближе,
Поэтов и художников приют,
Вы говорите, что бывали в Ницце?
Да что нам Ницца! Мы зимуем тут.
……………………………………….
Но, к сожаленью, я живу на юге,
И нет пока в России места мне,
Но душу я оставлю в Петербурге,
А сердце повезу своей стране.

«Когда потеряют значенья слова и предметы,
На землю для их обновленья приходят поэты»

Стихи юных поэтов оценивали член Национального Союза писателей Украины и Союза журналистов России, главный редактор журнала «Литературный детский мир» Лидия Огурцова, член НСПУ, главный редактор газеты «Литературный Крым» Вячеслав Килеса, а также член Союза писателей России и НСЖУ Елена Осминкина. «редакция» спросила у профессиональных литераторов, как их впечатлила ялтинская смена.

Лидия Огурцова:

– Хороший конкурс, сразу видно, что в вашем регионе много талантливых детей. Современные дети практически не читают. А как этот интерес к настоящей литературе и поэзии будет формироваться, если школьный курс урезан до катастрофического состояния, если нет нормальной государственной программы поддержки и финансирования детско-юношеского творчества?

Елена Осминкина:

– Если сравнивать столичных и ялтинских детей, то я бы хотела отметить особую сердечность и искренность последних. Эти дети имеют возможность соприкоснуться с природой, с домом Пушкина в Гурзуфе. И эту связь, которую они ощущают с землей и природой, я считаю сильной стороной наших крымских детей.

Вячеслав Килеса:

– Знаете, как до революции было дворянство и народ, так и сейчас среди молодежи идет сильная градация – меньшая часть идет в интеллектуалы и эрудиты, а большая – играть в компьютерные игры, слушать поп-музыку. Ведь поэзия – это не только элитарное искусство, но и колоссальная тренировка для мозга (кстати, это установленный научный факт, что чтение и запоминание стихов увеличивает активность мозга, так как они построены на приемах и оборотах, которые не встречаются в обыденной речи. – Ред.).