«У нас очередь желающих усыновить детей»

В Доме ребенка «Елочка» воссоединяют братьев и сестер и отдают их только вместе

«Чтобы жили вместе и знали друг друга» – так мотивирует свое решение о создании «семейной» группы главный врач «Елочки» Александр Хрипун. Раньше детей из одной семьи, по тем или иным причинам попавших в Дом ребенка, распределяли по группам согласно возрасту. Будучи совсем крохами (здесь содержатся дети от 0 до 4 лет), они в большинстве быстро забывали, что приехали во временное пристанище не одни. Теперь же им не позволяют чувствовать себя одинокими.

«Чья это сестричка?»

«Семейная» группа расположилась в новом корпусе «Елочки», достроенном в конце прошлого года. В ней всего шесть ребятишек, три «семьи», которых воссоединили буквально неделю назад: в начале февраля малышей, состоящих в родстве, собрали и поселили в новом здании.

Заходим в помещение. Детки сидят на скамье в ряд, «как пасочки» – ручонки на коленях, спинки прямые, в глазах настороженность и любопытство. Однако уже через несколько мгновений, увидев, что их фотографируют, начинают позировать, баловаться и тыкать пальчиками в объектив. Мы видим лишь четверых: Стаса, Алешу, Артура и Веру (имена изменены). Маленькая Инна в спальне, у нее послеобеденный сон, а шестой малыш, которого мы так и не увидели, на прогулке с нянечкой.

3-летний Артур и 4-летняя Вера здесь временно. Они – юркая любопытная девчушка и ее боязливый хвостик-братик – из многодетной семьи. Родители отдали их в «Елочку» временно, пока не решат материальные проблемы. На это, по правилам, им дается ровно шесть месяцев.

– Лишь в исключительных случаях мы можем продлить этот срок, если вдруг семье за полгода не удалось решить свои вопросы, но, зачастую, отдавая сюда детей на время, они их потом так и не забирают, – говорит главврач Дома ребенка.

А вот проснулась Инна. Ей 1 год и 8 месяцев, но выглядит вдвое младше.

– Вы же понимаете, из каких они семей, здесь алкоголь влияет на развитие, – поясняет воспитательница, усаживая сонную девчушку на стульчик, и обращается к неугомонной малышне: «Чья это сестричка?»

Тут же подходит ну очень серьезный мальчуган (ни разу на его лице не было и намека на улыбку) и покровительственно обнимает Инну за плечики. Так и стоит все 15 минут, что длилась наша встреча.

– Мы хотим попробовать, чтобы братья и сестры, хотя у них и разный возраст, жили вместе и знали друг друга. Вроде получается, – говорит Александр Яковлевич.

Тут же родился вопрос: а не получат ли психологическую травму дети, когда их, родных, и так привыкших друг к другу, заберут в разные семьи? Оказывается, нет – их, скорее всего, усыновят парой.

– Задача состоит в том, чтоб их вместе забирали. Вы знаете, получается. Учитывая, что дефицит детей (в детдомах. – Ред.), я предлагаю семье сразу двоих. Уже забирали и в семейные дома, и в приемные семьи, и на усыновление, – с гордостью говорит начальник «Елочки».


«Лучше пусть к нам привозят, но не убивают!»

О вышеупомянутом «дефиците»: оказывается, за детдомовскими детьми уже выстроилась очередь. Так, в прошлом году в «Елочку» поступили 80 малышей, а усыновлено 85! При этом мальчиков в дом ребенка поступает больше, но усыновляют чаще девочек.

– Как правило, инициатором усыновления становится жена, поэтому за ней и решающее слово – многие женщины хотят ведь именно дочку, – объясняет такую тенденцию Александр Яковлевич. – А в основном родителями становятся граждане Украины, потому что иностранцам в Украине запретили усыновлять детей до пяти лет.

«Спросом» пользуются разные малыши, независимо от того, как они сюда попали. А попадают они в казенные стены по разным причинам: на сегодня в «Елочке» находится 48 детей, чьи родители лишены родительских прав или вот-вот лишатся их, 13 отобраны у родителей по решению суда или предписанию прокуратуры. Их могут вернуть и обратно, если мамаши одумаются, встанут на путь истинный и создадут все условия для воспитания чад. Родители 15 детей, в основном инвалидов и тяжелобольных, дали нотариальное согласие на усыновление своих кровиночек, не в силах заботиться о них. 10 малышей, как Артур и Вера, находятся здесь на временном содержании и еще 20 брошенных в роддомах и больницах.

– Ну не хочет она (мать. – Ред.) воспитывать! Отдает. Она, я считаю, поступает гуманно, не выбрасывает в урну, не убивает. Все эти случаи в Керчи, Симферополе… Убить своих детей! Ну, если они вам не нужны, привозите прямо к нам или обращайтесь в службу опеки, пишите заявление, и мы заберем их и отдадим на усыновление – у нас очередь желающих усыновить детей по всем городам и районам, – говорит главврач «Елочки».

По поводу

С теплыми полами и евроремонтом

Новый корпус «Елочки», куда переселили «семейных» детдомовцев, построен в конце ноября 2012 года за счет средств республиканского и государственного бюджетов (общая сумма – порядка 15 млн. гривен). Двухэтажный корпус рассчитан на 30 детей. Здесь есть пищеблок, групповые и игровые комнаты с теплыми полами, спальни, туалетные, буфеты, помещения для сушки белья и колясочные, пищеблок и актовый зал.

В настоящее время, помимо «семейной» группы, в новом корпусе открыты еще три: одна для младенцев до года, две – для детей в возрасте от двух до трех лет.


На фото: 12 февраля. Дом ребенка «Елочка». Слева направо – Артур, Вера, Алеша и Стас. Они такие разные, но с похожей судьбой.