Верховная Рада заблокированная, никому не нужная…

Опасные иллюзии отдельных политиков могут дорого стоить всей стране

Профессия любого политика – говорить, находясь же в парламенте, он должен говорить по определению, в конце концов, именно от этого французского глагола и произошло в свое время название законодательного органа. Но иногда не перестаешь удивлять верности и точности пословицы про слово и воробья. Минувшие семь дней в этом отношении дали множество характерных и поучительных поводов

А не распустить ли?

Сегодняшнее состояние Верховной Рады можно оценить двумя словами: глубокое обострение. Процесс же, который проистекает внутри парламента и выливается наружу через полосы газет и эфиры телеканалов, стоит обозначить наименованием «затяжной кризис». Причем есть все основания полагать, что этот кризис имеет куда более глубинную природу, которая как никогда негативно влияет на развитие государственности. Отчего мы столь пессимистичны?

Да оттого, что на одни провокационные выпады оппоненты находят, к сожалению, неадекватные и не менее провокационные ответы. Примеры? Извольте.

Итак, фракция УДАР продолжает блокировать парламент в красных свитерах и на домашней диете от писательницы Марии Матиос. Согласно последним сообщениям, к ней собираются присоединиться и остальные оппозиционеры из «Батькiвщини» и «Свободы». И если представить себе это совместное сидение, то никаких (кстати, вполне лестных) сравнений, кроме как с Ноевым ковчегом, это не вызывает. И «тварей» достаточно, и при этом требование оппозиции сложно оспорить: каждый народный избранник должен голосовать лично. Тут необходимо уже поставить точку, всем действительно ходить на работу лично и, собственно, работать. Другое дело, что предлагаемая оппозиционерами «сенсорная кнопка» явно панацеей не является. Это и было доказано депутатами от Партии регионов, которые спокойно продемонстрировали несколько приемов обхода всех этих «уникальных» устройств. Но если быть честным, то начали в свое время именно представители нынешней оппозиции, заливая клеем гнезда для голосования и вставляя туда же спички. В общем, похоже нынешние «блокираторы» и хотели бы выйти из ситуации, но сохранив лицо. А с последним как раз и проблемы...

Между тем если ВР не сможет открыть работу сессии в течение месяца, то у президента появится ПРАВО ее распустить. Мы специально акцентируем внимание на слове «право», подчеркивая, что это не ОБЯЗАННОСТЬ главы государства. А что, если и на самом деле распустит?

В плену технологий

Самым веским ответом на блокаду оппозиционеров стали слова нардепа Михаила Чечетова: мы сможем разблокировать Раду на пять минут, проголосовать за досрочные выборы и разойтись. Его коллега, «спикер» «бело-синих»Владимир Олийнык добавил: но на выборы эти надо идти по полной мажоритарной системе. Далее Чечетов разъяснил: возвращение обычной мажоритарки даст возможность партии власти собрать необходимые голоса для стабильной работы.

Ну а теперь рассмотрим эти все идеи подробно. Итак, обычная мажоритарная система – это 450 избирательных округов, на которые разделена вся страна. Выборы проходят по самому простому варианту: партии выдвигают на конкретную территорию кандидатов, возможно также и самовыдвижение. Кто набрал больше голосов, тот и стал депутатом. Опыт такого голосования уже имел место в современной истории Украины в 1990 и 1994 годах. Однако надо очень внимательно отнестись к тем выборным кампаниям. Например, тогда выборы на округах проходили в два тура, и победителем в первом считался тот, кто набрал более 50 % голосов на округе. Если вернуть эту схему, то избранными с первого раза будут единицы: на сайте ЦИК четко зафиксировано, что в среднем мажоритарщики на этих выборах побеждали при результате 30-35 %. А если вернуться в 1994 год, то и вовсе можно столкнуться с массовыми судами из-за итогов выборов. Это сейчас, благодаря развитию самой системы выборов да и партийной системы как таковой, мы наблюдаем проблемы на нескольких округах. Почти двадцать лет назад эти проблемы с установлением результатов захватили добрую треть округов. И парламент работал неполным составом практически до середины 1996 года. С одной стороны, ну и пусть, главное, чтобы работал, с другой – при мажоритарной системе другого представителя в высшем органе власти у граждан в определенном районе и городе, кроме народного депутата, попросту нет. И согласны ли сейчас терпеть эти самые граждане, пока судьбу мандата будут решать суды?

Вот поэтому идея к возвращению мажоритарной системы в старом ее виде, с сохранением самовыдвижения и прочих моментов – это идея из прошлого, вряд ли способная повлиять, а главное – эффективно изменить что-то в украинской политике.

«Еврокрючок» заостряется

Еще одним нюансом блокирования Рады является приближение саммита «Украина – ЕС», назначенного на 25 февраля. Эта дата была определена путем достаточно непростой дипломатической игры. Вспомним, как 18 декабря прошлого года Виктор Янукович уже собирался лететь в Москву – обсуждать перспективы сотрудничества страны с Таможенным союзом, но глава Еврокомиссии Жозе Баррозу успел с телефонным звонком. В этом разговоре и прозвучала необходимая информация: саммит Украины и ЕС состоится не позднее 1 марта. Поэтому цена этого события для руководства Украины реально немалая. Стоит отметить и последовательность Януковича: от декларации при вступлении на пост президента о европейской интеграции он не отступил.

Верховная Рада в преддверии события и собиралась принять соответствующее заявление о неотвратимости и неизбежности евроинтеграции страны. Ну, казалось бы, что еще более принципиальное может быть для оппозиции? Разве не ее лидеры говорят о необходимости именно западного вектора международных приоритетов? И разве ради подтверждения этого не стоит разблокировать парламент? Но ответа нет, а демонстрация неработающего законодательного органа вряд ли европейцев обрадует.

Тут следует отметить и еще одну деталь: лидеры Евросоюза сегодня – это суперпрагматичные люди, у них нет иллюзий, более того, на пустые разговоры они не настроены. И, честно говоря, им по большому счету все равно, кто сейчас находится у власти. Потому как есть и свои внутриевропейские проблемы, да и содержание диалога с нашим руководством за последние годы мало чем изменилось качественно от диалога предыдущего десятилетия. Оттого и говорят брюссельские руководители Украине достаточно прозаично: вы хотите или не хотите? Вы между собой можете договориться или нет? Тут уже осталось очень мало политики, все больше упования на здравый смысл.

А с другой стороны нам снова напоминают про 7 миллиардов долларов долга за непотребленный газ с Востока. И можно сколько угодно кричать о несправедливости этих претензий, обвинять «Газпром» в решении своих финансовых проблем за наш счет (кстати, на самом деле так оно и есть, прибыль монополиста на европейском рынке за последние два года сократилась вдвое), но от этого сумма долга, как и сам факт его существования, никуда не денутся. И вот эта проблема, которая дает ответы и на вопросы актуальности нашей евроинтеграции и характеристику общего состояния политического класса, должна сегодня объединять депутатов. Вот этот шантаж сегодня – настоящая сенсорная кнопка Украины.

Николай Карпов

На фото: Начатый в ходе визита президента Виктора Януковича в Туркменистан (13-14 февраля) прямой диалог с президентом Гурбангуллы Бердымухамедовым об участии Украины о добыче туркменского газа – наиболее веский ответ на все претензии «Газпрома» за последнее десятилетие.