Екатерину Ивановну хочу…

В Симферополе с гастролями побывал «непростой» театр из Ярославля. Один из его спектаклей откровенно рассказывает о жизни падшей женщины

Согласитесь, фраза, оброненная режиссером перед началом действа «Надеюсь, вы досидите до конца», уже интригует. А тут еще эта неоднозначная пометка «18+» на программке… Неужто чопорная Мельпомена впустила в свои священные покои разнузданного Эроса? Ну, тогда местному зрителю, привыкшему к ровным классическим пьесам, культурный шок обеспечен... Впрочем, поспешим успокоить: после просмотра авангардного детища «Екатерина Ивановна» российского академического театра драмы имени Федора Волкова никто не пострадал. И не ушел раньше времени. Наоборот, люди аплодировали, стоя: актерская игра была на высоте.

Да и, как оказалось, не сексом единым… Задумка спектакля (кстати, номинанта Национальной театральной премии «Золотая Маска-2011». А сама премьера состоялась в 2010-м), поставленного по одноименной скандальной пьесе Леонида Андреева 1912 года, гораздо глубже. Но лаконично ее можно выразить в таком обращении: «Мужчины, не ревнуйте своих женщин без повода, иначе повод появится».

Сомневаетесь? Вот и видный общественный деятель Георгий Стибелев (Владимир Майзингер) никак не мог справиться с болезненным убеждением, что его дражайшая супруга Екатерина Ивановна ему изменяет, хотя та – ни сном, ни духом. Ну не до этого благоразумной даме – с двумя-то детьми и зоркой свекровью.
Да только Горя (поистине «говорящее» прозвище!) окончательно теряет голову и хватается за пистолет… Бах! Бах! Бах! Три выстрела в «неверную» – и все мимо. Хотя как сказать. Пули не повредили ее тело, но психику подпортили изрядно. А еще оскорбили женское достоинство. И тогда героиня «выстреливает» в ответ – одной изменой, другой, третьей... Получай, мол, дорогой муженек.

«Первой ласточкой» стал совсем не изящного вида Аркадий Просперович Ментиков (Николай Шрайбер), который по-настоящему полюбил свою Катю. Но она, уже отравленная эротоманским демонизмом, считает его полным ничтожеством, о чем постоянно дает понять. 

Здесь впору сказать о самой Екатерине Ивановне, чью роль исполнила лауреат специальной премии жюри фестиваля «Золотая Маска-2011» Анастасия Светлова. Фигура, конечно, неоднозначная: одиозная и жалостная одновременно. Жалостная – когда плачет настоящими слезами, не в силах больше выдерживать своего благоверного. Одиозная – когда, позируя художнику Павлу Коромыслову (Алексей Кузьмин) и его друзьям, полностью обнажается. 

Да-да, крымский зритель, пожалуй, впервые лицезрел на сцене в течение нескольких минут абсолютно голую женщину, стоящую с задранными за голову руками, слегка разведенными ногами, – и от этого «модернизма», впрочем, здесь - оправданного, на ум лезло небезызвестное «Так что лохматость у меня повышенная». Но никто из присутствовавших в зале симферопольского Русского театра (куда и приехала ярославская труппа – она вообще в Украине побывала впервые) не ругался и не плевался, хотя режиссер спектакля, заслуженный деятель искусств России Евгений Марчелли признался перед началом, что из их театра люди неоднократно уходили со скандалом...

Неприятное впечатление как раз оставляет не «обнаженка», а унижение, чернуха, которыми вся постановка проткнута, как иглами – кукла вуду. Сначала Екатерина Ивановна старательно втаптывает в грязь искренне любящего ее Ментикова, а затем над самой Екатериной Ивановной издевается Коромыслов: когда она приходит к нему с самыми недвусмысленными намерениями, облаченная в огненно-страстный наряд и кокетливую шляпку с вуалью, он швыряет ее на пол, отчего шляпка жалко повисает на волосах...

А еще эта актерская мода кричать, истерить! Сразу хочется сжаться в комок, а лучше – вообще убежать куда подальше. Громкое выяснение отношений, конечно, придает зрелищу экспрессию, но при этом отталкивает. Все-таки в театре ты жаждешь отдохнуть душой, насладиться светом искусства, а не чувствовать себя нежеланным гостем на чужой кухне. Однако надо отдать артистам должное: сыграли они отменно. Совершенно естественно.


На фото: Георгий Стибелев (Владимир Майзингер) после неудачного покушения на супругу Екатерину Ивановну (Анастасия Светлова), спустя полгода, пришел к ней просить прощения. Но обиженная женушка уже вовсю утешается другими мужчинами.

Фото Виталия Вахрушева

 А вы знали?

Ярославский – первый русский профессиональный театр

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле в 2010 году отметил 260-летие. История театра, по преданию, восходит к кожевенному амбару, в котором два с половиной века назад молодой купеческий сын Федор Волков с братьями и друзьями устраивал первые представления своей труппы. Потом Федор выстроил для храма Мельпомены специальное здание, изготовил костюмы, декорации. Слух о молодых ярославцах тогда дошел до императрицы Елизаветы, и она вызвала их в Петербург… С тех пор ярославская «театральная хоромина» на берегу Волги считается корнем, из которого вырос русский профессиональный театр.

К концу XIX века Волковский был знаменит на всю Россию не только как старейший, но и как один из лучших. В 1911-м по проекту архитектора Николая Спирина построили здание, в котором он находится по сей день. 

"