15 дней в лес – ни ногой

Под Севастополем леса поливают химикатами против гусениц непарного шелкопряда

В «Газете» от 8 мая мы рассказали, что гусеницы-листовертки атаковали лесной массив в районе ул. Октябрьской в Алуште. На этот раз жертвами ползучих обжор – гусениц непарного шелкопряда – стало Орлиновское лесничество под Севастополем. Сейчас здесь ведутся работы по обработке леса, туристам не советуют там гулять, а местным – собирать травы и выпасать скот.

С 14 по 24 мая Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство планирует обработать 1113 га территории, оккупированной шелкопрядом. Опрыскивание проводится от урочища Батилиман до Фороса и от Байдарских ворот вдоль дороги до села Орлиного.

– Там хозяйничает непарный шелкопряд и его много, иначе и не стали бы работать. Это же недешевое удовольствие, – рассказал «Газете» инженер по охране и защите леса лесоохотхозяйства Сергей Курпас. 

На борьбу с шелкопрядом из городского бюджета Севастополя выделено более 200 тысяч гривен. Проводили подобную обработку и в прошлом году, а если вспышка не затухнет – придется и в следующем.

Для борьбы с шелкопрядом используют как химикаты, так и биопрепараты.

– Вирусный биопрепарат действует непосредственно на непарный шелкопряд, а добавки химических веществ используются для лучшего, как говорится, усвоения. Чтоб уж наверняка, – говорит инженер по защите леса. – Есть в лесах и листовертки, и пяденицы, только они в последнее время не так сильно представляют для нас опасность, а непарный шелкопряд может объесть все дочиста, как это было в 2003-2004 годах.

Против шелкопряда, говорит Сергей Курпас, только так и возможно бороться, на естественных паразитов, которые их уничтожают, надежды нет, так как они предпочитают не иметь дело с этой гусеницей из-за ее строения – очень волосистого покрытия. По этой же причине шелкопряд не едят даже птицы.
Поливают леса не с воздуха (опять же из-за дороговизны), а с наземных агрегатов.

– Это так называемые гарды – аэрозольный дисперсный распрыскиватель, туманообразующая установка на наземной технике. Это большая машина типа «Урала» или ЗИЛа-131, в кузове стоит танковый двигатель, который нагнетает эту жидкость в атмосферу через специальные форсунки. Машина едет, разбрызгивает жидкость, она разлетается на большие расстояния – до километра, – пояснил Сергей Курпас.

Именно поэтому лесники советуют туристам воздержаться от посещения лесов в этот период, чтобы не попасть в зону опрыскивания. Биопрепараты вреда человеку не нанесут, максимум, будет першить в горле, а вот химикаты могут доставить неприятности. 

– Коже, если вы не попадете под сам препарат, ничего не будет. На дыхательные пути и слизистые оболочки, конечно, может оказываться воздействие, но только если непосредственно под волну опрыскивания попасть, – говорит Сергей Курпас.

Еще в течение 10-15 дней, советует специалист, лучше в лес не ходить – травы, грибы и ягоды не собирать, скот не выпасать.

– А потом это все впитывается в растение, оно все перерабатывает, химикаты уходят и становится опять все чистое, – резюмировал инженер по защите леса.

Справочная «Газеты»

Гусеница непарного шелкопряда – типичный лесной вредитель, он повреждает до 300 видов растений, почти все лиственные породы (особенно любит дуб и липу), часть хвойных, многие виды кустарников. В период массового размножения сильно объедает деревья на огромных территориях.