Мой Амет-Хан Султан - обычный живой человек

Симферопольцам представили первый крымскотатарский фильм о дважды Герое Советского Союза и судьбе его народа

Люди, стоя аплодирующие в кинотеатре, украдкой вытирающие при этом слезы, – зрелище поразительное. А уж когда ты находишься рядом, то прямо кожей ощущаешь вихри чужих эмоций и мыслей. Но негатива нет – царит атмосфера светлой грусти. И, конечно, благодарности: первый в истории крымскотатарского народа художественный фильм о депортации «Хайтарма» («Возвращение») показал достойный уровень – благодаря лучшим украинским специалистам, на период съемок объединившимся в одну большую семью. Случайных или равнодушных среди них не было. Презентованный накануне 18 мая фильм воздал дань памяти пострадавшим в 1944-м и акцентировал внимание молодежи на том, что разные религии и убеждения – не повод для вражды.

Да, это фильм без лихо закрученного сюжета, без каких-то безумных спецэффектов, и заведомо знаешь, чем все кончится. Однако создатели зарядили его особым настроением, облагородили вызывающими доверие персонажами, гармонично сплели историческую правду с художественным вымыслом. Правда в том, что дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, получив краткосрочный отпуск после освобождения Севастополя 9 мая, отправился в родную Алупку и стал свидетелем насильственного выселения своего народа.

В общем, «Хайтарма» стоит на двух китах – депортация крымских татар и судьба прославленного летчика. Последнего сыграл режиссер картины Ахтем Сеитаблаев. Тем более что есть и внешнее сходство, о чем ему неоднократно говорили.

– Это не амбиции, я просто никому не смог бы доверить эту роль. Причем заметьте, я сыграл не героя, а обычного живого человека, 24-летнего парня, по-своему любившего и страдавшего, – пояснил «Газете» Ахтем. – Снять такой фильм мечтал давно. Моей маме тогда было шесть, и она до сих пор все помнит в мельчайших подробностях…

Амет-Хан Ахтема действительно получился живым, а еще довольно разным: он то ребячливый паренек, подначивающий приятелей, то нежно влюбленный жених, который мечтает после войны жениться на скромной девушке по имени Фериде, то бесстрашный воин, готовый сражаться до конца за свою семью и свой народ...

Удачная придумка – грубоватый майор Кротов (заслуженный артист Украины Алексей Горбунов), эдакий антигерой, который в финале неожиданно для зрителя трансформируется, уже являя пример благородного офицерства. 

Вообще картина богата на трогательные детали: несмотря на свою незатейливость, они цепляют и надолго запоминаются. Например, мать Амет-Хана, считающая, что ее сына застрелили при сопротивлении энкаведешники, но не желающая в это верить, отчаянно кричит, уводимая под конвоем: «Балам! Балам!» (с крымскотатарского – «дитя»).

...А вот рыночная площадь в Старом городе Бахчисарая, усеянная громадным количеством несчастных – женщинами, детьми, стариками. И все они – в плотном кольце вооруженных солдат, словно опасные преступники. Автору этих строк довелось видеть съемку эпизода. Конечно, в кинотеатре не ощущается воздух, пропитанный солью настоящих слез этих людей, но тогда там... 

А до чего пронзительно музыкальное оформление, с первых же минут задающее нужный тон! Говорят, самая лучшая музыка для кино та, которую не слышно: она не отвлекает внимание, а поддерживает его, правильно расставляет акценты. 

– Спасибо киевскому композитору Сергею Круценко, мы смогли позволить себе симфонический оркестр – 120 человек, один из крупнейших в Европе звукозаписывающих залов. Вместе с Сергеем великолепно поработал и крымскотатарский композитор Джемиль Кариков, – рассказал Ахтем.

В «Хайтарме» использовалась реставрированная военная техника тех лет из Севастополя. С нуля, из металла и фанеры построили самолет главного героя, гордо бороздивший небесные просторы (за компьютерную графику отвечала фирма, сотрудничающая, например, с российским кинорежиссером и клипмейкером Тимуром Бекмамбетовым). 

Свою нишу в фильме заняли популярные российские, украинские и крымскотатарские актеры: Юрий Цурило, Андрей Саминин, Алексей Тритенко, Дмитрий Суржиков, Гурам Баблишвили, Даниил Белых, Леся Самаева, Зарема Билялова... Были задействованы также непрофессиональные артисты. А уж чего стоит массовка, собравшая более тысячи человек со всего Крыма! Причем эти люди искренне старались помочь, приносили на съемочную площадку необходимые предметы одежды и быта того времени. И готовы были сниматься часами в самых некомфортных условиях. Особенно режиссера поразили дети: в одном эпизоде они почти всю ночь (октябрьскую!) простояли под дождь-машинами – и никакие уговоры не заставили их пойти домой, в теплые постели…

– Наша команда – яркий образец идеального человеческого общежития: крымские татары, русские, украинцы, евреи, армяне, греки – все прекрасно друг друга понимали и достойно делали свою работу. Ведь съемочная группа – это не только средоточие профессионалов, которых, кстати, мы «поштучно» собирали по всей Украине, но и в какой-то мере семья, – подытожил Ахтем. – Я очень благодарен всем, кто трудился над картиной: это чуткий, опытный продюсер Иванна Дядюра, сценарист Николай Рыбалка, молодой талантливый оператор и лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля Володя Иванов, мой хороший друг, художник-постановщик Шевкет Сейдаметов, а также замечательный художник по костюмам Надежда Кудрявцева. Ленур Ислямов, владелец телеканала АТР, проникся идеей фильма и полностью его профинансировал (бюджет составил 1,5 млн. долларов США – Авт.).


К слову, в ближайших номерах «Газеты» выйдет эксклюзивное интервью с Ахтемом Сеитаблаевым о том, как, долгое время проработав в Крыму, он уехал в Киев и достиг там успеха.