Спрос на профессии: от бандитов до программистов

Предпочтения старшеклассников меняются каждый год. Выпускники‑2013 выбирают профессию по расчету: главное – не престижность, а востребованность

На профессии тоже бывает мода. Времена, когда школьники мечтали стать юристами, экономистами, банкирами и даже киллерами, как это было в 90‑х, остались в далеком прошлом. Выбирая профессию, нынешние выпускники руководствуются здоровым прагматизмом. «Республика» попросила проследить основные тенденции в выборе профессии Наталью Гайдай – классного руководителя с многолетним стажем, учителя-методиста высшей категории Симферопольской гимназии №1. Ее ученики выпускались в трудные 90‑е и в экономически нестабильные 2000‑е. Свой третий выпуск Наталья Степановна отправит в свободное плавание этой весной – в год 200‑летия гимназии.

2013 год: главный критерий – востребованность

Уроки в Симферопольской гимназии №1 давно закончились, а в классе у Натальи Степановны Гайдай ученики продолжают корпеть над учебниками – идет дополнительное занятие по математике. У кого вариант решения совпадает с правильным ответом, первыми покидают кабинет. Восемь лет они в одной системе координат: учитель математики Наталья Гайдай и ее ученики. О своих подопечных Наталья Степановна, кажется, знает даже больше, чем их родители: чем дышат, живут, интересуются и чему собираются посвятить будущее. Некоторые остаются в поле зрения педагога даже спустя долгие годы после выпуска. В этом году, в 200‑летие старейшей гимназии Крыма, Наталья Гайдай выпустит свой третий 11 «Г».

– Не все дети пойдут в вуз. Мама одной моей выпускницы, которая, кстати, сама закончила школу с золотой медалью, удивила, заявив, что ее дочь не будет получать высшее образование. Говорит, дочка – гениальная хозяйка, прекрасно готовит и мечтает стать поваром. Но таких ребят немного. Большинство все равно стремится получить высшее образование, – рассказывает Наталья Степановна.
Учитель признает, ее нынешние выпускники так не похожи на тех, кто оканчивал школу восемь лет назад. Современных абитуриентов отличают прагматизм и тонкий расчет.

– Дети раньше были менее прагматичными, да и ситуация в стране была другая. Когда начались экономические перепады, людей это стало пугать, – поясняет учительница. – Ребята стремятся получить высшее образование, но с условием, что профессия будет востребована. Одна из моих выпускниц в прошлом году даже ходила с мамой на ярмарку вакансий, чтобы посмотреть, какие специалисты нужны, – и выяснили, что Крыму не хватает фармацевтов. Девочка будет получать именно эту специальность.

2000‑е: менеджеры и банкиры – выбор, продиктованный модой

Наталья Степановна хорошо помнит время, когда профессию выбирали, следуя моде. Тогда рейтинг самых популярных профессий возглавляли банкиры, юристы, экономисты, финансисты. Тысячи крымских школьников штурмовали вузы, пытаясь освоить новые специальности с замысловатыми названиями: «мерчендайзер» и «менеджер». А в итоге оказались никому не нужны.

– Лет 10 назад появилась новая тенденция со стороны родителей: мы костьми ляжем, но наш ребенок получит высшее образование, – вспоминает Наталья Гайдай. – Образование-то получили, но где оказались эти люди с высшим образованием после кризиса 2008–2009 годов? На рынке продают носки.

– Ваши выпускники тоже не избежали такой судьбы?

– Увы. У меня был в прошлом выпуске, восемь лет назад, парень, который с трудом получил высшее образование – экономическое. Год искал работу – невозможно было устроиться, а потом закончил курсы водителей троллейбусов – и сейчас по утрам говорит мне с водительского места: «Здравствуйте, Наталья Степановна!». Из выпуска восьмилетней давности работу по профессии нашли всего лишь несколько человек. Вузы тогда плодились, как грибы после дождя, ребята получали дип­ломы непонятно каких учебных заведений, на работу с таким образованием не брали.

Те, кто пошустрее, сами создавали рабочие места. Наталья Гайдай рассказывает, что несколько ее учеников сбились в компанию, организовали бизнес, который только сейчас начал налаживаться.

– Часть наших детей, достаточно способных учеников, получивших хорошее образование, уехали за границу. Страна потеряла интеллектуальный потенциал, – с горечью признает учитель.

90‑е: мечтали быть бизнесменами и бандитами

Ее первый выпуск совпал с самым жестким временем – на дворе были голодные 90‑е с разгулом преступности. Выпускаясь из школы, некоторые парни мечтали попасть в «бригаду» к «Башмакам», а девушки – пойти в «ночные бабочки». Большинство школьников стремились стать бизнесменами. Многие шли в юристы, торговлю и силовые структуры.

Через двадцать лет эта разница в выборе поколения чувствуется особенно остро. Риску и неопределенности криминальной деятельности и частного бизнеса нынешние подростки предпочитают спокойствие и надежность. Хотя и у нынешних выпускников есть страхи и неуверенность в собственном будущем.

– Дети боятся выбирать творчес­кие профессии. Например, ребенок артистичный: танцует, поет, занимает призовые места в конкурсах, а в итоге собирается поступать на матфак. Видимо, считает, что творческая профессия – нестабильная и не позволит прокормить семью, – размышляет Наталья Степановна. – Наши выпускники не видят себя в профессии фотомоделей, в шоу-бизнесе. Знаете, сейчас из школы выходит поколение, которое в состоянии оценить интеллект. Раньше в классе уважали того, на ком модная одежда, потом – у кого новые гаджеты. Сейчас мерило – интеллект. И профессии все больше интересуют, связанные с компьютером.

Приемная кампания еще не началась, можно пока только прогнозировать рейтинг самых востребованных выпускниками профессий. По мнению Алексея Гусева, секретаря приемной комиссии крупнейшего вуза Крыма – Таврического национального университета имени Вернадского, динамика, которая была в прошлом году, в 2013‑м вряд ли изменится.

«Более объективный показатель – не конкурс (потому что он зависит от количества бюджетных мест: чем их меньше – тем конкурс выше), а количество заявлений, поданных на ту или иную специальность», – говорит Алексей Николаевич.

Тройка лидеров прошлого года выглядела так:

1. Туризм и гостинично-ресторанное дело – более 900 заявлений.

2. Географический факультет – порядка 700 заявлений.

3. Правоведение – около 400 заявлений.

Илона Тунанина

«Республика»