Искренние слезы полутора тысяч статистов

...Фильм, в котором они снимаются, посвящен самой трагической странице в истории крымских татар

Поздний вечер. Сотни несчастных – женщины, дети, старики – в плотном кольце вооруженных солдат, будто опасные преступники. Кузов рычащего, готового вот-вот тронуться грузовика битком набит очередной «партией» беспомощных, шокированных людей, и, кажется, даже воздух стал соленым от слез. Измученная собственным криком, толпа резко подается вперед, пытаясь прорвать оцепление, многие падают и их едва не затаптывают. Невозможно смотреть... Убежать отсюда! Спрятаться! Но вдруг... «Стоп! Первый дубль снят!» – и тут же рыночная площадь в Старом городе Бахчисарая оглашается аплодисментами и радостными возгласами статистов. Первый крымскотатарский фильм «Хайтарма», который снимают в Бахчисарае, основан, с одной стороны, на истории депортации крымских татар 18 мая 1944 года, а с другой – на судьбе военного летчика, дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. Увидеть киноленту можно будет весной следующего года.

– В составе 8-й Воздушной армии Амет-Хан Султан участвовал в освобождении Крыма, своей родины. Получив краткосрочный отпуск после освобождения Севастополя 9 мая, он как раз в эти дни находился дома, в Алупке, и стал свидетелем депортации всего народа, – рассказывает режиссер и исполнитель главной роли Ахтем Сеитаблаев. При этом Ахтем с беспокойством следит за репетицией: через 20 минут у него – «мотор».

Из лаконичной беседы «редакция» узнала, что в картине с предположительным бюджетом 1,5 млн. долларов снимаются российские, украинские и крымскотатарские актеры: Алексей Горбунов, Гурам Баблишвили, Даниил Белых, Юрий Цурило, Дмитрий Суржиков, Леся Самаева, Зарема Билялова...
– Простые крымские жители – независимо от национальности и религиозных убеждений – нам очень помогают (например, приносят много своих вещей, сохранившихся с того времени, – Авт.), за что им огромное спасибо, – прощаясь, подчеркнул Ахтем.

«Выхваченный» из творческой суеты киевлянин Дмитрий Суржиков, играющий капитана НКВД, поделился:
– Роль интересна тем, что я могу прикоснуться к столь трагической теме, увидеть, как режиссер, с которым мы неоднократно сотрудничали, раскроет ее, хотя впечатления даже от съемок – страшные. Это не какая-то мифическая история с мифическими персонажами – вон они, депортированные, сейчас живут в Крыму.

...Не каждому по силам простоять на ногах несколько часов, вдобавок, если это ночные – до шести утра – съемки, и на улице достаточно прохладно. Многочисленная массовка отогревается горячим чаем, который щедро разливают в подворотенке – на специально оборудованном для этого столе. Однако сложней всего выдержать эмоциональное потрясение, особенно старикам – непосредственным участникам тех жутких событий.

– Обстановка настолько тяжелая, что многим становится плохо прямо на съемочной площадке, – печально признается бригадир массовки Наргис Абалиева. – А когда 12 октября мы снимали эпизод на вокзале, статисты – 1,5 тысячи человек со всего Крыма! – плакали. Да и я сама, участвуя в сцене погрузки в вагоны, не совладала с эмоциями, ведь моей маме тогда было семь. Знаете, нам постоянно звонили бабушки с вопросом: «Можно мы расскажем свою историю выселения?»

Ребятня, всего несколько минут назад всхлипывавшая от избытка душевного волнения, уже, кажется, успокоилась и даже улыбается. Более того, девочка с длинными косами трогательно отчитывает мальчишку, мол, ты же мужчина, мог бы сдержать слезы. А казавшиеся агрессивными солдаты (их роль исполняют служащие симферопольской воинской части) скромно прикорнули в уголке: перед этим их слегка пожурили за то, что баловались оружием.


По поводу


Самолет – бутафорский, приборы – настоящие

В «Хайтарме» используется отреставрированная военная техника тех лет, которую привезли из Севастополя. Кроме того, с нуля, из металла и фанеры, построили самолет Амет-Хана Султана. А внутри – приборы из настоящих крылатых машин. Изделие получилось на славу, и многие, по словам постановщика Виктора, не верят, что это бутафория. Также декораторам пришлось сооружать аэродром и вокзал – рядом с ныне существующим.

Давайте вспомним

«Чемпионы» Сеитаблаева взяли Гран-при
Предыдущая работа Ахтема Сеитаблаева «Чемпионы из подворотни» удостоилась Гран-при Национального конкурса III Международного Одесского кинофестиваля, проходившего в июле 2012 года (об этом «редакция» писала в №143 от 9 августа). Вдобавок съемочной группе дали почетный приз от ЮНИСЕФ – Детского фонда ООН (в фильме затронута проблема беспризорности малолетних). Сюжет картины (ее снимали в прошлом году в Крыму, Киеве, Италии) строится на реальных событиях о том, как в Милане в 2009-м на чемпионате мира по уличному футболу среди бездомных победила украинская команда.

На фото: съемки фильма в Бахчисарае, 17 октября. Все, как по-настоящему: шокированные женщины, дети, старики – в окружении безжалостных солдат НКВД.