Балабанов: "Не знаю, хороший я человек или плохой. Умру - узнаю"

Российский режиссер, фильм которого буквально разорвал стандарты киноэстетики своим выходом на просторы СНГ в 1997 году, умер днем в субботу, 18 мая. Смерть из-за сердечного приступа настигла режиссера в санатории под Санкт-Петербургом. Говорят, что последнее время Алексей Октябринович жаловался на боли в почках и печени. Как далеки эти медицинские подробности от художественных высот, которых достиг режиссер в своих главных работах.

Алексей Балабанов снял 19 кинолент, ко всем (кроме одной) писал сценарии сам, некоторые по мотивам литературных произведений, как «Морфий» (2008) по Булгакову. Но для многих наших соотечественников его главная работа – «Брат» и «Брат-2». 

Эта дилогия конца 90-х открыла новый тип героя «нашего времени», Данилы Багрова, который, возможно, наметился в образе музыканта Виктора Цоя и его персонажа из фильма «Игла». Даня, так его называет родной брат, не погибает в конце картины, как предшественник из «Иглы». Он почти такой же, честный и умный, добрый и смелый, но представитель другого мира, готовый убивать во имя справедливости, точнее, правды. Это одно из ключевых понятий, звучащих в «Брате-2» и закрепленных самом известном монологе героя: 

– Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего?.. Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда – тот и сильней.
Смычка «силы и правды» полностью противоречит христианским нормам морали, как и ремесло Дани Багрова. Не сразу, но по ходу первой картины дилогии, становится ясно, что простоватый парень, «дембель» – готовый киллер. Он умилительно влюблен в музыку Вячеслава Бутусова, которого для пущей высоты звучания Алексей Балабанов (родом из Свердловска, как и музыкант) пригласил для участия в фильме.

Здесь уместно привести слова Балабанова из интервью журналу Esquire (цитата в заголовке оттуда же) о том, как формировался его гений: 

– Я вырос в промышленном центре, где не существовало никакой другой логики, кроме как «все побежали, и я побежал». Единственное, чем я отличался от остальных – я любил делать бомбы из наборов «Юный химик». Я знал много разных составов, смешивал и взрывал. Зачем? Зачем из рогатки воробьев убиваешь? Потому что это часть охотничьего инстинкта. Зачем стекла бьешь в домах? Ради удовольствия.

Эти слова выдают в режиссере честность, несовременную черту характера. О Балабанове теперь многие вспоминают, как о талантливом, но «странном и неудобном», по определению Никиты Михалкова, человеке. Так же неудобен и «Брат», фильм о моральных перекосах постсоветского менталитета, взращенного на бандитских аксиомах, заменивших партийные, правилах игры с тонкой гранью между жизнью и смертью. 

Этот фильм во многом подкупал именно режиссерским бесстрашием. Так, Балабанов не побоялся говорить на больные национальные темы, которые оформлял простыми, но сильными репликами Багрова. Кстати, сценарий был написан всего за три дня, фильм получился малобюджетным, но по итогам 1997 года стал самым кассовым.

Из «Брата» вышел не только артист Сергей Бодров, которого Балабанов оценил по картине «Кавказский пленник», но и Виктор Сухоруков, его «брат» по фильму. Недавно, в одной из телепрограмм, вспоминая о работе с Балабановым, теперь уже знаменитый актер рассказал, что для режиссера съемки «Брата» были необходимы, чтобы заработать на другую картину – «Про уродов и людей». Она появилась следом, в 1998 году, и по оценке автора стала самой удачной его работой. Эту картину, получившую премию «Ника» за лучший игровой фильм, критики называют «мрачной декадентской притчей». Рассказ «Про уродов и людей» тоже получился какой-то «странный и неудобный», с эротическими вкраплениями, неясной идейной подоплекой и великолепной актерской игрой. 

Далее, в 2000-м, вышел «Брат-2», который смотрелся уже несколько по-другому, но он не менее любопытен, чем первая часть. Удивительно, но и сейчас, по прошествии 15 лет, за которые выросло новое поколение зрителей, внимание к обеим картинам нисколько не ослабело. Совсем недавно знакомый 16-летний юноша поразил знанием реплик, звучащих в дилогии, а заодно согласием с действиями Данилы Багрова. Что же делать, если за это время не родились новые киноидеалы! А вот один профессор филологии признался, что более высоко оценивает фильм «Война», снятый в 2002 году. И тоже за правду, теперь уже о Чеченской войне. Вспоминается, что Лев Толстой главным героем «Севастопольских рассказов» называл именно правду. Может быть, чересчур пафосное сравнение, но, пожалуй, неслучайное. 

А ведь, казалось бы, откуда такой высокий профессионализм, который присутствует в работах Алексея Октябриновича? Переводчик по профессии, Балабанов закончил лишь высшие курсы сценаристов и режиссеров, и, тем не менее, такой диапазон жанров: боевики, комедии, драмы. Первый фильм снял в 28 лет, потом каждые год-два выпускал по картине. Чувствуется, что человек был высокой концентрации, внутренней силы. И еще одна цитата из Esquire: 

– У меня нет круга общения, я редко выхожу из дома, не поддерживаю старых знакомств и терпеть не могу пустопорожних разговоров.
Думается, что Алексей Балабанов был честен и перед собой. Недаром в последнем интервью газете «Вечерняя Москва» он сказал о картине «Я тоже хочу», вышедшей в прошлом году:
– Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова. Почему-то у меня такое предчувствие. Хотя я написал сценарий нового фильма, и он, на мой взгляд, неплохой.
Гениальный человек – гениален во всем, даже в своем уходе.

Биографическая справка

«В чем сила, брат?»

Алексей Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Свердловске. С 1990 года жил и работал в Санкт-Петербурге. С 1992 года являлся соучредителем кинокомпании «СТВ», при помощи которой снял большинство своих фильмов. Был удостоен множества кинонаград. Среди его наиболее известных киноработ: «Брат», «Брат-2», «Война», «Мне не больно», «Груз 200». В своей последней картине «Я тоже хочу» Балабанов появляется в небольшом эпизоде в роли самого себя – режиссера, члена Европейской киноакадемии.